Это гипотетическое содержание служебной записки, которую советники российского президента Владимира Путина по вопросам национальной безопасности теоретически могли бы ему направить, пока он готовится к своей первой встрече с президентом Трампом на этой неделе. Это не рассуждения о том, как видим ситуацию мы — это размышление о том, какого мнения, на наш взгляд, придерживаются ближайшие помощники Путина.
Господин президент, когда на этой неделе вы встретитесь с президентом Трампом на саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге, это произойдет в момент, имеющий важное историческое значение. Россия занимает самые прочные позиции за весь период со времени окончания холодной войны. А Соединенные Штаты Америки, наш важный противник, сегодня слабы как никогда. Мы находимся на пути к достижению наших основных целей национальной безопасности, заключающихся в том, чтобы Россия вернула себе статус великой державы и имела сферу влияния в странах, расположенных у нас на периферии.
Это произошло не случайно, а благодаря тому, что мы действовали, принимали меры. Мы провели самую успешную после Второй мировой войны секретную политическую кампанию по оказанию влияния. Мы не пустили в Белый дом нашего заклятого врага — Хиллари Клинтон. И назначили президента, который усиливает существующие у него в стране разногласия и в то же время создает новые разногласия — как у себя в стране, так и за рубежом. Впервые в истории Соединенные Штаты атаковала другая страна, и они не объединились как нация. Наоборот, наши действия вызвали в этой стране раскол. Для нас это большая победа.
Соединенные Штаты, поглощенные своей провальной внешней политикой, не обращают внимания на наши действия во всем мире — и уж тем более не оказывают никакого сопротивления. Мы добились значительных успехов. В нашем ближнем зарубежье — на Украине, в Грузии и в Белоруссии — мы предприняли шаги, которые дают ясно понять, что наши соседи должны считаться с нашими интересами. В Сирии и на Ближнем Востоке мы показываем, что мы являемся ключевым игроком и в то же время ослабляем Соединенные Штаты. А поддерживая противников США в таких странах, как Ливия и Афганистан, мы обеспечиваем провал американской политики в этих странах. Справедливости ради следует отметить, что наши успехи в отношении Соединенных Штатов начались не с избрания Трампа, но при нем мы добиваемся успехов быстрее.
Цель, которую мы должны достичь во время этой встречи, проста: не сбавлять оборотов и действовать в том же духе в своих интересах. Что касается стиля, вам нужно, чтобы американские журналисты снимали вас двоих как близких друзей, улыбающихся и смеющихся, что подольет масла в огонь и еще больше раскрутит скандал по поводу возможного сговора членов избирательного штаба Трампа с нами (вся правда об этом вам известна). Эта проблема ослабляет Америку, и мы хотим, чтобы она была для них главной. Чтобы добиться необходимого освещения в СМИ, необходимо потешить безмерное самолюбие Трампа, что вы так успешно делали во время президентской кампании в США.
По существу, ваша цель будет состоять в том, чтобы внушить Трампу мысль, что Россия может быть партнером в решении мировых проблем — если США возьмут на вооружение более позитивный подход к нам. У нас есть друзья в Белом доме, и вы можете в беседе с ним воспользоваться их точкой зрения. Говорить, что нет лучшего союзника, чем Россия, в борьбе с двумя главными угрозами — исламским терроризмом и китайским экспансионизмом. Мы должны помочь Трампу, чтобы он оказал противодействие тем в Вашингтоне, кто намерен нас сдерживать — в том числе его специалистам по национальной безопасности.
Трамп любит заключать сделки, и вам надо создать впечатление, что вы готовы к заключению сделок, что позволило бы ему надеяться, говорить об успехе. Возможно, нам следует начать где-нибудь на заднем дворе США. Белый дом сейчас сосредоточился на кризисе в Венесуэле. Вы могли бы сказать, что мы можем помочь в этом, используя наше влияние на правительство президента Николаса Мадуро. За это Вашингтон должен будет признать, что Евразия является нашей сферой влияния. В этом случае цель такая же — просто «заронить» идею, внушить мысль.
Конечно же, наша главная цель состоит в том, чтобы заставить Трампа отменить санкции, введенные после нашей победы в Крыму. Это произойдет нескоро — причиной тому являются обвинения в том, что помощники Трампа были с нами в сговоре. Но мы сможем, по крайней мере, избежать дополнительных санкций, в том числе тех, которые предложил ввести Сенат США. Вы можете сказать Трампу, что новые санкции положат конец всем надеждам на сотрудничество наших стран.
Есть один вопрос, по которому вы должны занять жесткую и прямолинейную позицию: Сирия. США начинают действовать там все более агрессивно. Авиаудар, нанесенный Соединенными Штатами по сирийской военной базе, и уничтожение ими сирийского самолета были действиями контрпродуктивными и опасными. Вы должны еще раз сказать Трампу, что будете считать дальнейшие подобные шаги прямыми актами агрессии против России. Американцы не хотят конфликта с вами — если они не отвечают жесткими дипломатическими мерами на наши действия по подрыву их демократии, то они не будут рисковать и не отважатся воевать с нами в Сирии. Вы можете нейтрализовать это жесткое предупреждение, обнадежив Трампа насчет совместных действий в борьбе с экстремизмом в Сирии.
Господин президент, мы желаем вам благополучной и продуктивной поездки в Гамбург. Наша политика действует. Только не надо останавливаться.
Майкл Морелл с 2010 по 2013 годы был заместителем директора ЦРУ и дважды исполнял обязанности директора.
Саманта Виноград с 2009 по 2013 годы была штатным сотрудником Совета национальной безопасности, в том числе — старшим советником советника по вопросам национальной безопасности.