Гамбург — В пятницу президент Трамп наконец сядет за стол с российским президентом Владимиром Путиным, и хотя квадратные логотипы с изображением узла, украшающие этот немецкий портовый город, свидетельствуют о том, что здесь проходит саммит G20, именно встреча на полях саммита между Россией и США заставляет весь мир затаить дыхание.
Сирия, Украина и борьба с терроризмом, несомненно, будут обсуждаться, когда два президента на фоне антиглобалистских протестов впервые встретятся лицом к лицу за беседой, которая по плану продлится 35 минут.
Но эти вопросы станут лишь затравкой на встрече, чья динамика определяется расследованием против президента США, обвиняемого в том, что его избирательная кампания проводилась в сговоре с Россией и лидером Кремля, подозреваемых в поддержке хакерских атак и распространении дезинформации в пользу Трампа.
В четверг Трамп еще раз опроверг мнение о том, что Россия действовала в его интересах во время выборов 2016 года, что, как может показаться, соответствует одной из главных целей Кремля. Любой знак от Трампа о том, что Москва и Вашингтон могут отбросить прошлые разногласия и завязать новые отношения, станет победой Путина.
Когда Путин и Трамп пожали друг другу руки во время своей первой встречи в пятницу на саммите Большой двадцатки, где собрались ведущие экономики мира, язык их тела свидетельствовал о дружелюбии. Видео на Facebook немецкого правительства показывает, как Путин делает небольшой дружеский жест указательным пальцем и улыбается, а Трамп похлопывает российского лидера по предплечью. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что Трамп и Путин обменялись любезностями и сказали, что «увидятся позже».
В двух твитах позже в пятницу Трамп сообщил, что с нетерпением ожидает встречи, заявив: «Я буду как следует представлять нашу страну и бороться за ее интересы!»
Кремль сообщил, что Путин будет убеждать Трампа пообещать, что США вернут ту собственность, которую предыдущая администрация США изъяла у России в конце декабря, в ответ на предположительно проведенные ей хакерскую атаку и дезинформационную кампанию.
Администрация Трампа уже намекала, что может вернуть те объекты, которые, согласно администрации Обамы, использовались для сбора разведывательной информации. Но у себя дома Трамп столкнулся с протестами обеих партий, которые не хотят отмены санкции против того, кого в Вашингтоне многие считают врагом, стремящимся подорвать демократические институты и ослабить мировое лидерство США.
Недавно Сенат проголосовал 97 против 2 в пользу санкций против России в рамках поправки к законопроекту о санкциях в отношении Ирана. Они «предполагают строгое рассмотрение Конгрессом любого решения, направленного на изменение или отмену существующей политики относительно России, включая возврат этих двух дач, а также вводят новые санкции, сдерживающие агрессию России против США и их союзников».
Накануне саммита, во время своей речи в Польше, Трамп подавал противоречивые сигналы, призывая Россию «прекратить свою дестабилизирующую деятельность на Украине и в других местах, а также перестать поддерживать враждебные режимы, включая Сирию и Иран».
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал на брифинге в пятницу, что Путину сообщили об этих замечаниях и что российский лидер «примет это во внимание».
«Давайте дождемся результатов встречи, — сказал Песков. — Давайте не будем забегать вперед».
Наряду с этими конфронтационными высказываниями в четверг Трамп также вновь высказался за позицию, которой придерживается Путин, заявив, что «никто в действительности не знает», кто взломал выборы США, и поставив под вопрос утверждения американских разведывательных служб о вмешательстве России на основании того, что те ошибались, когда заявляли, что у Ирака было оружие массового поражения перед вторжением в страну США в 2003 году.
Оба этих заявления совпадают с собственной позицией Кремля относительно выборов, что позволяет с интересной стороны посмотреть на президента США, который некогда открыто стремился стать «новым лучшим другом» Путина.
Российские наблюдатели также высказывают мнение, что Путин, опытный лидер с четкими целями, хорошо подготовленный и всегда быстро реагирующий, будет иметь значительное преимущество перед политиком-новичком, который пока что вел свободный мир через пень-колоду, что смутило даже ближайших союзников США.
И в то время как Песков на этой неделе предложил не ждать ничего, кроме ознакомительной встречи, государственный секретарь Рекс Тиллерсон выдвинул предложение, которое могло бы расширить российско-американское сотрудничество в Сирии.
В преддверии встречи Трампа и Путина Тиллерсон провел часовую беседу с Лавровым, говорится в сообщении МИД России. «Стороны обсудили ключевые темы международной и двусторонней повестки дня», — сообщается в заявлении министерства.
Песков сообщил, что Путин будет говорить об озабоченности России в связи с тем, что Украина нарушает Минские мирные договоренности, призывающие к прекращению огня в связи с идущей уже три года войной с пророссийскими сепаратистами. Санкции США в ответ на аннексию Россией Крыма были введены с целью наказать Москву за военную поддержку сепаратистов, которую Путин отрицает. Украина сообщала, что недавно задержала солдата, который, как она заявила, работал на российских военных, что является еще одним доказательством.
Ожидается также, что Путин окажет давление на Трампа, чтобы тот поддержал план по деэскалации напряженности на Корейском полуострове, предполагающий, что Северная Корея прекратит свою программу разработки баллистических ракет, а США и Южная Корея отменят свои масштабные ракетные учения.
Прежде всего Путин надеется наладить отношения, которые откроют возможности для совершения сделок в дальнейшем, если и когда уменьшится давление на Трампа в США в связи с вмешательством России, даже если при этом придется терпеть неоднозначные сигналы от Трампа.
Российские политики ждут, что Трамп «продемонстрирует внешнюю напряженность по отношению к Путину ради критиков у себя дома, и они смогут с этим справиться», как выразился Владимир Фролов, независимый политический аналитик в Москве. «При условии, что в частном порядке Трамп даст понять, что он хочет перевернуть страницу обоюдного недовольства и начать перестраивать отношения с Россией, не требуя немедленного изменения политики России на Украине и в Сирии».