Российские императоры ездили в Финляндию как с официальными визитами, так и просто отдохнуть. Их удивляло и поражало простое поведение финнов — некоторые даже осмеливались давать указания императору.
Император-сердцеед покоряет Финляндию
Когда новый император Финляндии Александр I (1801-1825) приехал в Порвоо 27 марта 1809 года, в Княжестве царило воодушевление. Император быстро очаровал финнов — не только своими манерами и улыбкой, но и дав Великому княжеству Финляндскому статус автономии. Самого императора, в свою очередь, очаровала дочь губернатора Каарло Адольфа Мёллерсвэрда (Kaarlo Adolf Möllersvärd) Улла (Ulla). Во время своих визитов Александр I всегда заезжал в усадьбу Мёллерсвэрда в общине Мянтсяля и дарил красивой Улле на прощанье быстрый поцелуй.
В 1819 году Александр I пробыл в Княжестве в общей сложности целых три недели, и он всегда заезжал в приграничный со Швецией город Торнио. Обязательными пунктами путешествий были, без сомнения, Валаамский монастырь и бал, на котором девушки ждали, кого же император пригласит на полонез. Александру I очень нравилось в Финляндии — ему не нужна была охрана на ночь. Говорят, что Александр заявлял: «В гостях у финского народа я сплю спокойно. Его любовь — моя лучшая охрана».
Очень подробная инструкция
По рассказам, Александр I иногда находился в Финляндии в очень стесненных условиях, что считалось неприемлемым для императора. Поэтому во времена Николая I (1825-1855) была разработана специальная инструкция по подготовке императорских визитов. В ней, например, указывалось, что все сельские дома, которые встречались императору по пути, должны были быть идеально чистыми — на случай, если император вдруг неожиданно решит заглянуть. В доме, где ночевал император, должно было быть, по меньшей мере, 15 светильников, к трапезе должна была предлагаться свежая рыба, птица, кофе и пшеничный хлеб. В инструкции указывался даже цвет нижнего белья чиновников.
За время своего правления Николай I побывал в Финляндии три раза. Все его визиты были официальными: император знакомился с войсками и помещениями Хельсинкского университета. Его наследник Александр II (1855-1881), в свою очередь, приезжал в Финляндию как с официальными визитами, так и на отдых. Во время официальных визитов император традиционно посещал различные ведомства, проверял состояние войск и участвовал в балах. Особенно сильно хотели увидеть императора девушки: говорили, что однажды его сани «осаждали активнее, чем Севастополь во время Крымской войны».
Отец и сын участвовали в травле медведя
Александр II ходил в Финляндии на медведя. Императорская охота всегда была масштабной — например, на охоте в 1870 году императора сопровождали 550 человек и 30 лошадей. Присутствующие следили за тем, чтобы за время охоты Александр II убил, по меньшей мере, одного медведя. Будущий император Александр III (1881-1894) тоже часто ходил с отцом на охоту.
Александр III чаще приезжал в Финляндию на отдых, чем с официальными визитами. Помимо охоты он любил ходить под парусом. В путешествия с императором отправлялась и его жена Дагмар, или Мария Федоровна, которая, к счастью финнов, знала шведский. Семейную пару часто видели за повседневными заботами: императрица с удовольствием собирала грибы, а император ужасно любил рыбалку. Благодаря этому увлечению Александр III познакомился с бойкой бабушкой-рыбачкой Фииной (Fiina). Рассказывают, что во время их первой встречи Фиина потребовала от императора помочь ей с рыболовным садком. Испуганный император беспрекословно послушался и после этого подружился с непростой старушкой.
Правитель, искавший покой и безопасность
У императора Александра III была своя рыбацкая изба у речных порогов Лангинкоски. Николай II (1894-1917) тоже любил там гостить. Правда, Николаю II больше нравилось на архипелаге, а точнее — в заливе Виролахти. Там он чувствовал себя в большей безопасности, чем в своем собственном дворце.
Николай II любил долгие прогулки, плавание и охоту. Охоту делали максимально простой: помощники гнали добычу поближе к императору. Особенно известны истории о том, как Николай II ходил под парусом. Императора тщательно охраняли, и ни один корабль не мог подойти к нему слишком близко. Николай II и на берегу находился далеко от своих подданных, но все же провел в Финляндии больше времени, чем его предшественники. Он говорил о Финляндии так: «Здесь нам хорошо!»