Экстраординарный брифинг
15 июня посольство России в Японии и его военный отдел пригласили японские СМИ и провели экстраординарный брифинг. Экстраординарный потому, что военный отдел посольства проводит подобные встречи крайне редко. Предполагается, что в этом отделе работают сотрудники ГРУ. Обычно они не появляются перед СМИ.
И ранее российские военные встречались с японскими СМИ только по важным случаям: например, для того, чтобы разъяснить пролет российского военного самолета вблизи Японии сразу же после землетрясения в Японии в 2011 году.
В этот раз было приглашено телевидение, что означает, что японской стороне планировалось направить важный месседж.
Итак, в чем же заключается месседж российской стороны?
Перед тем, как попытаться понять российские намерения, я кратко расскажу о содержании брифинга.
Журналистам раздали материалы на русском и японском языке под названием «Американская многоярусная система ПРО: угроза российской безопасности и мировой стратегической стабильности». Российская сторона вновь подчеркнула, что американская система ПРО подрывает силу ядерного сдерживания России и контроль над вооружениями.
Министерство обороны России провело аналогичную презентацию в 2012 году во время саммита по международной безопасности в Москве. Поэтому само содержание не является чем-то экстраординарным.
Кроме того, посольство выразило опасения в связи с THAAD, о размещении которой подумывает Япония, и сухопутной «Иджис», поскольку они станут частью американской системы ПРО.
В последние годы Россия не только выступала против размещения системы ПРО в восточной Европе, но и была обеспокоена сотрудничеством Японии и США в этой области. Можно предположить, что все это является продолжением первоначальной позиции.
Размещение THAAD в РК и «северные территории»
Между тем в ходе прошедшего брифинга Россия пояснила, что развертывание на «северных территориях» новых ракетных систем в прошлом году — это не одностороннее укрепление военной мощи, а ответ на размещение в Южной Корее системы ПРО THAAD.
Это соответствует заявлениям президента Путина для СМИ, которые он сделал 1 июня.
В частности, президент Путин отметил, что существует возможность развертывания на «северных территориях» американских войск, если они будут переданы Японии. Он подчеркнул, что Южные Курилы представляют крайне важное значение с точки зрения противостояния THAAD в РК и другим системам ПРО, которые США развертывают в восточной Азии.
По словам российского лидера, разоружение «северных территорий» представляется возможным, однако для этого необходимо снизить напряжение в соответствующем регионе.
Месседж России
Я попытаюсь обобщить брифинг российского посольства и заявления президента Путина. По моему мнению, месседж России состоит в том, чтобы привязать проблему «северных территорий» к американскому военному присутствию в восточной Азии в целом.
Это серьезно меняет первоначальную позицию России по проблеме «северных территорий».
Россия и ранее выражала беспокойство по поводу возможности постройки американских военных баз на «северных территориях» в случае их возврата и того, что они подпадут под действие американо-японского соглашения в области безопасности.
Можно сказать, что озвученные во время визита в Японию в декабре 2016 года слова президента Путина об обязанностях Японии перед США по соглашению в области безопасности косвенно выражают эти опасения.
То есть до весны этого года Россию беспокоило только сотрудничество Японии и США в области безопасности, однако брифинг российского посольства и заявления Путина свидетельствуют о том, что на данный момент позиция Москвы такова: она не сможет вернуть «северные территории» по соображениям безопасности до тех пор пока американские войска не сократят свое присутствие в восточной Азии.
В прошлых статьях я подчеркнул, что для того, чтобы урегулировать проблему «северных территорий», одного экономического сотрудничества мало. Необходимо также углублять доверие между Россией и Японией. Тем не менее если Россия поднимет планку так высоко, проблема не ограничится только областью сотрудничества Японии и США в сфере безопасности.
Поэтому можно предположить, что истинный смысл экстраординарного брифинга в том, что Россия как бы заявила: правила игры по территориальным переговорам изменились.
В чем цели России
Предпосылки для того, что российская сторона начнет играть по новым правилам, были и ранее.
Например, во время визита президента Путина в Японию, а также диалога в формате «2+2» российская сторона выразила опасения в связи с проблемой размещения в РК ПРО THAAD (несмотря на существование диалога с Японией).
Кроме того, в 2016 году президент Путин дважды подчеркивал, что на урегулирование территориальной проблемы с Китаем ушло 40 лет. То есть он намекнул не только на то, что решение территориального вопроса потребует длительного времени. Путин дал понять, что до тех пор пока российско-японские отношения не выйдут на уровень, сравнимый с партнерскими связями с Китаем, с которым Кремль сотрудничает в области безопасности в рамках ШОС, Южные Курилы возвращены не будут.
Естественно, российская сторона прекрасно понимает, что подобные манипуляции не приведут к крушению японо-американского союза.
Следовательно, цель России состоит в том, чтобы захватить инициативу по территориальным переговорам.
Благодаря визиту Путина в Японию начали развиваться российско-японские отношения в экономической сфере. Несмотря на это, оптимальное решение для Москвы — это отделить экономическое сотрудничество от территориальной проблемы. Другими словами, Россия дает понять, что экономическое сотрудничество не является условием возврата «северных территорий».
Теперь логика Кремля заключается в том, что «северные территории» являются линией обороны в отношении американского военного присутствия в восточной Азии в целом. Еще один аспект в том, что Китай используется в качестве козыря при переговорах с Японией.
Часто отмечалось, что за сближением администрации Абэ с Россией стоит не только желание урегулировать территориальную проблему, но и существование китайской угрозы.
Тем не менее российская сторона прекрасно понимает положение Японии. Если связать проблему «северных территорий» с противоречиями между США, РК и Китаем вокруг размещения THAAD, это приумножит силу давления России на Японию. В этом состоит логика Кремля.
Особенно Россию беспокоит то, что если она будет слишком зацикливаться на разделении экономического сотрудничества и территориальной проблемы, это приведет к снижению японского энтузиазма в отношении экономического сотрудничества.
Как ответит Япония?
Так или иначе все меньше предпосылок для того, что экономическое сотрудничество, в котором так нуждается Россия, приведет к компромиссу по проблеме «северных территорий».
Японии необязательно следовать логики России, однако поскольку острова находятся под фактическим контролем РФ, Японии придется как-то отреагировать на новые правила, предложенные Кремлем.
Один из возможных способов — просто проигнорировать эти правила.
Я не буду в этой статье касаться технологических особенностей, однако корейская THAAD и японо-американская система ПРО вообще не угрожает ядерной силе сдерживания РФ (у России нет межконтинентальных баллистических ракет восточнее озера Байкал). Не надо следовать российской логике и соглашаться с тем, что «северные территории» связаны с проблемой безопасности всей восточной Азии.
Тем не менее как я отметил ранее, Япония более слаба.
Поэтому Японии необходимо найти способ обойти новые правила России (или же аннулировать факты, которые привели к повышению планки).