Когда крупнейшая в Бразилии футбольная инвестиционная компания DIS приняла решение, что полузащитник Кауэ Сикейру (Kauê Siqueira) продолжит карьеру в небольшом футбольном клубе «Пенаполенсе», он считался восходящей звездой бразильского футбола и уже успел поиграть в таких командах как «Коринтианс» и «Интернасьональ». Это решение стало для 21-летнего на тот момент футболиста роковым. 13 июня 2013 года по дороге на тренировочную базу, расположенную в Пенаполисе в предместьях Сан-Пауло, футболист не справился с управлением и попал в аварию: его автомобиль от удара перевернулся в воздухе и рухнул посреди шоссе. Молодой игрок провел 26 дней в больнице. В результате операции у него отнялась левая сторона тела. Немного восстановившись, он пытался вернуться к тренировкам. Но состояние здоровья не позволяло даже просто бить по мячу. Сикейра расстался с футболом в 22 года. Футбол не смог ничем ему помочь. «Пенаполенсе», как и подавляющее большинство футбольных команд в Бразилии, очень скромный клуб. Поэтому молодому футболисту было отказано в оплате лечения. А в стране, где нет всеобщего медицинского обеспечения, лечение может стоить очень дорого. Также клуб прекратил выплату заработной платы спортсмену. Реабилитацию в частных клиниках оплатили родители футболиста. Также они взяли на себя воспитание четырехлетней внучки. Даже сейчас, вспоминая свои злоключения, больше всего Сикейра жалеет, что не сможет продолжить карьеру футболиста. «Если бы клуб сразу оказал мне поддержку, у меня был бы шанс вернуться в футбол — сетует бывший игрок. — Это полное отсутствие уважения к человеческому достоинству».
Сикейра обратился с иском о компенсации большей части расходов, и суд первой инстанции удовлетворил его требование. Клуб опротестовал это решение. В общей сложности это уже третий иск к «Пенаполенсе» за неоказание помощи игрокам. В суд обратились также братья Уильям и Даниэль Миллер (William y Daniel Miller). Защитникам пришлось самостоятельно оплачивать лечение травм, полученных на поле. Управляющий «Пенаполенсе» Андре Гарсия (André Garcia) настаивает на том, что клуб выполнил все обязательства перед спортсменами.
То, что произошло в «Пенаполенсе» — распространенное явление. В Бразилии, стране футбола, разразился тяжелый экономический кризис. Большинство из 775 бразильских футбольных клубов принадлежит представителям заметно пострадавшего от кризиса и усохшего среднего класса. Финансовая нестабильность разрастается, как раковая опухоль. В Сан-Паулу за последние два года спортсмены подали 500 исков о нарушении трудового законодательства. 40% из них — это футболисты, которым клубы отказали в помощи. 80% игроков получают в месяц меньше 1000 реалов (318 долларов). Почти ни у кого из них нет права на пособие по безработице и страховку от несчастных случаев.
«Очень немногие клубы страхуют своих спортсменов» — рассказывает Тиаго Рино (Thiago Rino), адвокат, специализирующийся на защите прав спортсменов. Если у игрока возникают проблемы со здоровьем, многие клубы разрывают контракт. И заявляют, что здоровье было испорчено еще до его подписания. «Оставить игрока один на один со своим здоровьем — сегодня для руководителей клубов это обычное дело».
Не лучшим образом обстоят дела и у 28 тысяч профессиональных игроков, состоящих в Бразильской конфедерации футбола. В марте 2017 года игрокам клуба второго дивизиона из Сан Пауло «Унион Барбаренсе» пришлось в день игры проехать на автобусе 240 километров до города, где должна была состояться встреча. Согласно официальным рекомендациям команда должна приехать хотя бы за день до игры. В итоге, игроки всю поездку пролежали на полу автобуса, чтобы не нагружать коленные суставы. Команда закончила сезон на последнем месте в своей лиге.
Конечно, есть истории и со счастливым концом. Так, Маркос Аурелио (Marcos Aurélio), бывший защитник «Унион Барбаренсе», в свои 36 лет стал первым футболистом, получившим в результате судебного иска пожизненную пенсию по инвалидности (в 2014 он получил травму, которая практически обездвижила ногу). Защитник «Гремио Осаско» Лукас Патрик (Lucas Patrick) отсудил у правления клуба компенсацию за сломанную во время игры ногу, хотя страховка ему не полагалась. Размер выплат не разглашается. Это всего лишь два человека. Но людей, которые посвятили себя футболу — игре, прославившей Бразилию, — а также борьбе за свои права и за свою жизнь, намного больше.