Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в эксклюзивном интервью телеканалу «112 Украина» рассказал о перспективах вступления Украины в Альянс, зависимости этого вопроса от позиции Москвы, ответственности России за аннексию Крыма и агрессии на Донбассе.
«112»: Украина и НАТО начали диалог касательно плана действий о членстве в Альянсе. Из вашего предыдущего опыта, сколько Украине понадобится лет, чтобы выполнить все условия и подать такую заявку?
Йенс Столтенберг: Самое главное для Украины — сфокусироваться на реформах. Модернизировать свои оборонные институты, принять стандарты НАТО и бороться с коррупцией. И это важно, независимо от членства в НАТО. Ибо это усилит государство, способность Украины и сил НАТО работать вместе. Президент Порошенко поднял вопрос плана действий касательно членства. Союзники приняли это к сведению. Но у нас есть внутренняя дискуссия по этому поводу. По моему мнению, это важно. И у Украины есть механизмы, и она должна идти в НАТО с помощью того, что мы называем «субстантивное партнерство», и мы сможем сделать гораздо больше вместе. Важно сосредоточиться на действиях — как укрепить украинские оборонные институты, помочь в модернизации Вооруженных сил страны, и именно этому надо уделить главное внимание сейчас.
— Как вы думаете, трех лет для этого достаточно?
— Я бы не спекулировал на временных рамках. Но, конечно, Украина будет решать, к чему она стремится. Мой месседж в том, что вопрос касательно членства должны решить 29 союзников и Украина. И никто другой не должен вмешиваться в этот процесс. И еще раз подчеркиваю — реформы, модернизация, борьба с коррупцией, соответствие к стандартам НАТО. Это важные вещи, им следует уделить внимание. Это важно и для НАТО, и для Украины, независимо от членства.
— Отношения между НАТО и Россией… Чего Альянс ожидает от Москвы и на какие уступки готов пойти сам?
— Подход НАТО в отношении Москвы, в отношении России заключается в том, что мы называем «двусторонним подходом» — это, прежде всего, прочная защита, коллективная защита, которая заслуживает доверие, но в то же время политический диалог. Потому что Россия — это наш сосед, и она никуда не исчезнет. И поэтому важно говорить с Россией, особенно в условиях, когда напряженность растет. Важно говорить на такие темы, как минские соглашения, минские договоренности, их выполнение. Это то, что мы называем «политическим диалогом». Но также обращаться к вопросам прозрачности и сокращения рисков. Есть значительная военная активность, обучение, которые проводят вдоль наших границ. НАТО предупреждает: хочет избежать любых инцидентов, которые могут привести к тому, что ситуация выйдет из-под контроля и создаст опасные ситуации. Все это требует диалога с Россией, но диалог не означает слабость. Для нас — это знак силы, с помощью которой мы говорим с соседом.
— Пресс-секретарь российского президента Песков сказал, что предоставление Украине плана действий касательно членства в НАТО не будет способствовать безопасности в Европе. Как НАТО реагирует на такие заявления?
— Это дело Украины — решать. Это суверенное право каждой нации. И никто не должен пытаться менять систему сфер влияния в Европе, решать за соседей, что им можно, а чего нельзя делать. И вопросы, связанные с членством, должны решать союзники и Украина, больше никто.
— В украинском Минобороны заявляют об угрозе, которую представляют масштабные российско-белорусские учения, запланированные на сентябрь, для Украины. Как в НАТО оценивают такие риски?
— Мы будем наблюдать за учениями «Запад». Все страны имеют право тренировать свои Вооруженные силы, но для нас важно, чтобы это происходило прогнозируемо и в соответствии с международными обязательствами. В частности, подписанными в Вене документами — это договоренности, по которым, в том числе, Россия согласилась на прозрачное наблюдение за масштабными военными учениями. Мы призываем Россию уважать Венское соглашение, которое способствует тому, чтобы соблюдались прозрачность и предсказуемость военных учений. НАТО не видит непосредственной военной угрозы ни одной из стран-участниц Альянса. Но мы видим, что Россия ответственна за агрессивные действия против Украины, аннексировав Крым и также дестабилизируя Восточную Украину, и мы призываем Россию отвести все свои силы оттуда. В Восточной Украине находятся тысячи российских военных, они должны быть отведены. И Россия должна использовать все свое влияние на боевиков, чтобы обеспечить полное выполнение минских соглашений.
— Вы были на Украине в 2015 году. Что изменилось с того момента?
— Что я увидел — это серьезная настроенность на проведение реформ, серьезная настроенность бороться с терроризмом. Но при этом я признаю, что еще долгий путь впереди. Также то, с чем можно поздравить, — это определенные экономические улучшения. И это необходимо, чтобы был прогресс в социальной сфере и экономике, в то время, когда вы страдаете от агрессии. Я впечатлен тем прогрессом, которого добилась Украина в такой сложный период.
— Спасибо!