Эту встречу ждали все. Американский президент Дональд Трамп и президент РФ Владимир Путин пообщались в минувшую пятницу во время саммита G20.
Ключевой вопрос: кто окажется сильнейшим лидером — Трамп или Путин, учитывая склонность Путина контролировать и манипулировать. Недостаток дипломатического и политического опыта Трампа, его нежелание готовиться к встрече внушили очень слабую веру в то, что он получит хоть какие-то серьезные уступки от Путина.
Встреча была запланирована на полчаса. Но продлилась больше двух, значит, лидеры нашли немало тем для разговора. Помимо них, на встрече присутствовали: генеральный секретарь Рекс Тиллерсон, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и два переводчика. То немногое, что мы знаем о встрече, рассказали Лавров и Тиллерсон на пресс-конференции после встречи.
Российское вмешательство в американские выборы
Тиллерсон отметил, что Трамп давил на Путина из-за вмешательства России в избирательный процесс в 2016-м году, но кажется, принял уверения Путина в том, что ничего подобного не было.
Кроме того, по словам генсека, Белый дом не «упускает проблему», но хочет сосредоточиться на том, чтобы «обеспечить выполнение обязательств» невмешательства в будущем.
Серьезный вопрос после встречи: стал ли Трамп обвинять Путина. Очевидно, он это сделал, но стоит отметить и то, как легко американский президент согласился с заявлениями Путина о его невиновности и убеждениями, что такого больше не произойдет.
«По словам Лаврова, Путин заявил, что Россия не вмешивалась в выборы, и Трамп согласился с этим», — написал в Твиттере американский журналист Люсьен Ким.
На фоне сомнений в надежности американской разведки по данному вопросу, которые Трамп выказал в Польше накануне, это еще больше подорвало доверие к службе. То, что Трамп сделал это во время личной встречи с Путиным, может лишь усугубить недоверие ЦРУ и ФБР к Белому Дому.
Еще это может выглядеть, как чистая победа Путина, который ушел со встречи, не получив серьезных обвинений в том, что Россия систематически грубо нарушает суверенитет и целостность другой страны.
Сирия
У Трампа была хорошая возможность использовать встречу, чтобы надавить на Путина из-за его поддержки сирийского президента Башара Асада.
Хотя любые существенные соглашения о том, как разрешить один из самых сложных конфликтов в регионе, маловероятны, лидеры согласились поддержать прекращение огня в районе юго-западной Сирии. Других деталей мы не знаем, но Тиллерсон признал, что соглашение о прекращении огня в Сирии очень скоро будет провалено.
Хотя Россия и США заинтересованы в борьбе с Исламским государством, они не могут прийти к согласию по большинству аспектов конфликта, в том числе по тому, какое будущее ждет Асада и какую роль сыграет Иран.
Недавно Трамп усилил антииранскую риторику и, кажется, что отношения России с Ираном скоро станут важным пунктом в конфликте между США и РФ.
Расшифровка встречи недоступна. Но если по этим вопросам на Путина не давили, то это определенно утраченная возможность.
Общие интересы
Хотя и Лавров, и Тиллерсон подчеркивали общие интересы двух стран, ни Украина, ни продолжение ядерного кризиса в Северной Корее к ним не относятся.
Северная Корея тестирует межконтинентальные баллистические ракеты, и это гарантировано должно было стать одной из главных тем разговора. Россия выступила против общей позиции G20 и блокировала резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к «серьезным мерам» в ответ на испытания.
Итак, что нам делать с этой долгожданной встречей?
Подробностей разговора очень мало, а нарратив контролирует Лавров, и он показывает картину, на которой Трамп на этой встрече достиг немногого.
Путин ушел, получив завуалированное согласие забыть о вмешательстве в избирательный процесс, не обещая ничего, кроме «диалога» в украинском вопросе, без сделки по Северной Корее и без реального продвижения в деле об ужасной человеческой трагедии в Сирии.
Учитывая заявление Тиллерсона о «явной положительной химии» между двумя лидерами, сложно не вспомнить заявление Джорджа Буша, что тот «заглянул Путину в душу», и не прийти к выводу, что Путин снова мастерски обыграл американского президента.