Нью-Йорк — Жителей Нью-Йорка не так легко отвлечь от их солипсической любви к «самому великому городу в мире». Требуется ураган, террористическая атака или — по крайней мере — вмешательство враждебной иностранной державы в обожаемую ими избирательную систему для того, чтобы заставить их посмотреть дальше берегов их собственного острова.
Впервые за два десятилетия моих посещений друзей, принадлежащих к русскоговорящему миру на Манхэттене, Россия занимает доминирующее место в разговорах за обеденным столом. Люди отчаянно пытаются понять, чего же на самом деле хочет Путин, и чего же он ожидает от президентства Дональда Трампа. Хочет ли он, чтобы Соединенные Штаты ушли из Сирии? Надеется ли он на то, что Трамп внесет раскол в НАТО? Какова его позиция по вопросу о Парижском соглашении относительно климата?
Ньюйоркцы — сегодня они, как и киевляне, убеждены в том, что Путин стоит за всеми их проблемами — поверили в идею о том, что русские повлияли на исход выборов в пользу Трампа, и что теперь американский президент в долгу перед коварным кремлевским лидером. А его действия в течение ближайших четырех лет будут всего лишь проявлением верховной воли Путина.
На обложке мартовского номера журнала New Yorker изображен элегантно одетый Путин, который хладнокровно рассматривает через увеличительное стекло взволнованного Трампа в виде бабочки, — таково сегодня доминирующее настроение у жителей Нью-Йорка по поводу России.
Прогуляйтесь по расположенному на высоте парку High Line в районе рынка Chelsea — это не используемая в настоящее время надземная железнодорожная линия, превращенная в отличный парк для прогулок, — и вы увидите в окне соседнего дома изображение Трампа, обнимающего Путина с обнаженным торсом. Двигаемся дальше к украшенной позолотой Башне Трампа в центре Манхэттена, где уличные торговцы предложат вам значки с изображением Трампа и Путина, целующимися взасос, а внизу надпись: «Сделаем фашизм вновь великим». А один из протестующих развернул плакат, на котором изображен Путин, держащий в руках Трампа в виде младенца.
«Сегодня мы — Соединенные Штаты России», — кричит он, а некоторые прохожие аплодируют и начинают скандировать его лозунги.
Антипутинская истерия в Нью-Йорке заставляет вспомнить об украинцах, кричащих «Путин ***» (матерное слово — прим. ред.) во время проведения футбольных матчей или политических демонстраций в столице страны, в Киеве. Эти два города, столь далекие друг от друга по темпераменту и с точки зрения географии, едины сегодня в страхе перед Россией и ненависти к ней.
В то время как Украина, ведущая опосредованную войну с Россией на востоке, имеет более весомые причины ненавидеть Путина, чем охваченные паранойей жители Нью-Йорка, проявления этих феноменов похожи в этих двух городах.
Я чуть было не попал в черный список во время обеда у друга, когда нечаянно сказал о моем восхищении тем, насколько умело Путин использует Запад. И в Киеве — то же самое: любые признаки симпатии по отношению к России сразу же воспринимаются как «предательство».
Ньюйоркцы, как и украинцы, превратили в привычку обвинять русских во всем плохом, что есть в их жизни. Украинцы обвиняют Россию в систематическом прекращении подачи электроэнергии и спорадическом применении насилия. Непривычно холодную весну они объясняют холодным ветром, дующим в южном направлении со стороны Москвы.
Сегодня интернет переполнен мемами, высмеивающими характерную для сторонников американской Демократической партии тенденцию обвинять во всем русских — один из них представляет собой двух мрачных собак, смотрящих на своего хозяина, а подпись такая: «Это русские накакали в коридоре».
Ньюйоркцы сегодня с жадностью следят за Путиным. Его эксклюзивное интервью с телеведущей канала NBC Мегин Келли (Megyn Kelly) или с Оливером Стоуном (Oliver Stone) демонстрируются в пиковое телевизионное время. Ньюйоркцы, как и киевляне, внимательно следят за его словами, надеясь получить какой-то доступ к макиавеллиевскому сознанию этого тирана, который, возможно, дергает за ниточки и нажимает на тайные пружины в Вашингтоне.
Количество наблюдающих за действиями Кремля никогда еще не было таким большим — ни в Киеве, ни в Нью-Йорке. В подпольном зале для игры в покер в Нью-Йорке менеджер заведения в шутку говорит, что я смогу получить доступ только в том случае, если выдам некоторые «секреты Путина», а в баре в центре Манхэттена женщины просят научить их нескольким фразам на русском. В Киеве люди хотят знать, заключит ли Трамп сделку с Путиным, толкнув их тем самым под автобус. В обоих городах спекуляции по поводу намерений Путина становятся предметом горячих споров, продолжающихся далеко за полночь.
После принятия порции горячительных напитков некоторые ньюйоркцы (в основном сторонники республиканцев) сознаются в том, что восхищаются лидерством Путина, а иногда и его гениальностью, поскольку он смог превратить Россию в силу, с которой вновь нужно считаться на международной арене.
Но, несмотря на всю свою органическую ненависть к российскому лидеру, некоторые киевляне иногда высоко отзываются о Путине и называют его «сильным лидером», противопоставляя его своим собственным слабовольным политикам. По некоторым данным, украинский президент Петр Порошенко, рейтинг популярности которого приближается к 20%, все еще менее популярен в своей собственной стране, чем Путин.
Однако есть существенное различие между Нью-Йорком и Киевом. Чтобы справиться с российской агрессией и защитить себя от превращенных в оружие «фейковых новостей», украинцы запретили российские телеканалы и интернет-сайты. Российские артисты больше не являются желанными гостями на Украине. Правительство Украины даже запретило въезд в страну российской участнице песенного конкурса «Евровидение», проходившего в этом году в Киеве. Украина отгородилась от своего большого и агрессивного соседа на севере, а желающие посетить эту страну россияне, как правило, подвергаются пристрастному контролю на границе.
Между тем Нью-Йорк сегодня имеет значительное русское население — говорят, что более полумиллиона русских проживают в пяти городских районах Нью-Йорка. На Манхэттене полно русских ресторанов и баров, а приезжающие на гастроли российские группы получают полные залы зрителей. У грузовика, продающего русские пельмени в районе Вест-Виллидж, выстраиваются длинные очереди. Несмотря на все подозрения относительно российского вмешательства, ньюйоркцы пока еще не настроены против русских. Однако все быстро меняется в эпоху Трампа. Если Соединенные Штаты станут участником прямого конфликта с Москвой, то тогда Вашингтон, возможно, обратится к Киеву за советом о том, как оградить себя от дестабилизирующего российского влияния.
Виджай Махешвари — писатель и предприниматель; он живет и работает в Киеве. Махешвари провел шесть лет в Москве в 1990-е годы и был главным редактором русского издания журнала Playboy.