В период, когда в отношениях Турции и Запада воцарился кризис, и стороны взаимно указывают на «дверь клуба» посредством таких организаций, как ЕС и НАТО, президент России Владимир Путин говорит: «Без Турции невозможно». Но где и кому он это говорит?
Не буду долго держать интригу и сразу отвечу на этот вопрос: в Гамбурге, который за последние несколько дней превратился в ад, где полиция непропорционально применила силу; прямо в лицо лидерам стран с самыми развитыми экономиками мира.
Как известно, полыхающий Гамбург принимал саммит лидеров G20. И значительная часть лидеров этой организации состоит из западных лидеров. Иными словами, лучшего места для того, чтобы дать сигнал, быть не может! Хорошо, но что говорит Путин?
По сообщениям прессы, Путин, подчеркнув, что зоны деэскалации в Сирии обладают большим значением с точки зрения обеспечения целостности страны, отметил: «Крайне важно достижение согласия по поводу границ этих зон. Зоны деэскалации в Идлибе и Сирии невозможно создать без поддержки Турции». Что означают эти слова?
1. Границы зон деэскалации в Сирии определены по нашему усмотрению. Эти зоны — гарантия целостности Сирии. Турция, Россия и Иран, создавшие «трехсторонний механизм», сохраняют свои решительные позиции как страны-гаранты в Сирии.
2. В этой связи мы не допустим раздела Сирии и, следовательно, новой гражданской войны. Террористическая организация Партия «Демократический союз» (PYD) / Отряды народной самообороны (YPG) на данном этапе не достигнет своей цели.
3. Россия окажет поддержку шагам Турции в регионе в направлении защиты целостности Сирии. В связи с этим мы поддержим операции Турции в отношении Идлиба, Африна и даже Манбиджа.
4. Без Турции было бы невозможно расстроить игру по оси Сирия — Ирак. Турция — ключевая страна с точки зрения препятствования реализации проекта «Большой Ближний Восток», и Россия осознает это.
Если вы поставите это заявление Путина под более ранним заявлением России в поддержку Ирана, другого ее союзника в Сирии, вы сможете увидеть, что отныне дела США складываются непросто. Подобно тому, как ранее Америка говорила: «Турция сделала это невзирая на нас», — завтра она скажет то же самое в отношении Африна, Идлиба и Манбиджа. Потому что Анкара и Москва едва ли не говорят «г-ну Вашингтону»: «Вот тебе игра»!
Было ли это заявление неожиданным? Конечно, нет! Потому что все началось гораздо раньше. Как это?
«Российский баланс и Турция…»
Этот заголовок я не случайно взял в кавычки, поскольку о союзе между Турцией и Россией по оси Сирии я упоминал в статье под названием «Российский Инджирлик в Сирии?» от 16 сентября 2015 года, еще до 27 июня 2016 года (Реджеп Эрдоган отправил послание Владимиру Путину с извинениями за сбитый Су-24 — прим. пер.). Так, в разделе под заголовком «Российский баланс и Турция» я написал буквально следующее:
«Еще одно обстоятельство — беспокойство о том, что в Турции начнутся события, которые выльются в гражданскую войну. Россия вынесла это на повестку дня посредством своих экспертов. Дескать, есть еще и измерение Турции… Следовательно, тот факт, что Россия еще более усиливает свое присутствие на Ближнем Востоке, важно не только с точки зрения будущего режимов Сирии и Ирана. Российское присутствие важно с точки зрения всех стран, которые проводят политику баланса в регионе. В том числе и Турции. До возникновения определенного равновесия в отношениях Турции и Запада российский баланс занимает особое место, которое нельзя игнорировать. В конце концов Турция еще не забыла, чего ей стоила потеря советского баланса во внешней политике! Российский Инджирлик, который начинает противостоять американскому Инджирлику, по меньшей мере дает Западу сигнал: "Ты не один на Ближнем Востоке". А это, с одной стороны, может подразумевать еще большее затягивание гражданской войны в Сирии, с другой — можно расценивать как то, что Россия не допустит новых гражданских войн. Потому что Россия, которая потеряет Турцию и Иран, проиграет эту игру!»
Два тезиса, которые я озвучил в своем анализе 16 сентября 2015 года, сегодня стали совершенно очевидны. Как я сказал в двух последних предложениях, на данном этапе Россия открыто объявляет, что, во-первых, она не допустит новой гражданской войны в Сирии, а во-вторых, Россия не желает терять Турцию в силу значения, которым она обладает.
Россия знает, что тот, кто потеряет Турцию, проиграет большую игру. И по крайней мере для нас нет ничего неожиданного!
Поскольку с 16 сентября 2015 года в позиции России и турецко-российских отношениях — за исключением 24 ноября 2015 года (Турция сбила российский Су-24 в районе турецко-сирийской границы — прим. пер.) — ничего не изменилось, а это исключение заняло свое место в истории как опыт, который содержит важные уроки для обеих сторон…
Отныне попытки Турции и России расстроить игру на основе стратегического терпения стали выходить на уровень большего сдерживания. События, которые получают практическое воплощение в Сирии, судя по всему, проявят себя и в Ираке, Персидском заливе, Афганистане, Средней и Южной Азии. Следовательно, Западу придется непросто!
Ведь теперь у них нет Турции!