Национально-консервативная правящая партия Польши «Право и справедливость» давно уже расходится с прочими националистическими силами Европы в одном важном пункте: казалось, что при ее руководителе Ярославе Качиньском (Jaroslaw Kaczynski) она не поддавалась на российские приманки. По мнению Качиньского, Россия является не знаменосцем христианско-патриотических «ценностей», а агрессором. Сейчас эта картина меняется. Некоторые польские журналисты выяснили, что прежде всего заместитель Качиньского в «Праве и справедливости», министр обороны Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) в течение многих лет был опутан сетью пророссийских активистов.
Мачеревич является после Качиньского самым важным идеологом правых, по ситуации критиком Германии, ЕС или России, человеком с огромным авторитетом в клерикально-националистических кругах партии «Право и справедливость». Однако недавно вышедшая книга о предполагаемых российских связях в его окружении угрожает теперь разрушить его образ непримиримого борца против всех врагов Польши. В этой книге журналист Томаш Пёнтек (Tomasz Piatek) рассказывает среди прочего о деле полковника Кшиштофа Гая (Krzysztof Gaj), которого Мачеревич вернул с пенсии и назначил в генеральный штаб, где ему было поручено строительство новой польской территориальной армии.
Гай потерял свой пост в 2016 году, когда стало известно, что российскую интервенцию на Украине он одобрил как борьбу против «фашистов». Другой фигурой из этого ряда является Мариан Шолуха (Marian Szolucha), который некоторое время был заместителем главы польского государственного оборонного концерна Polska Grupa Zbrojeniowa (PGZ). Он ушел после публикации информации о его связях с пророссийским «Европейским центром геополитического анализа» (ECAG).
По информации этой газеты, также и один из госсекретарей Мачеревича, Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) имел в прошлом связи с ECAG. Потому что он в 2012 году по приглашению пророссийского ECAG поехал в Россию на президентские выборы в качестве «наблюдателя». Все прочие участники попали в поле зрения из-за пророссийской деятельности, один был хорошо знаком с сепаратистами на оккупированном русскими Востоке Украины.
Пророссийские структуры европейских правых
Кроме того госсекретарь Ковнацкий принадлежал к пророссийским структурам европейских правых, где определенную роль играли также основатель французского Национального фронта Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), а также бывший глава Британской национальной партии Ник Гриффин (Nick Griffin). Заместитель председателя пророссийской польской мелкой партии «Смена», Конрад Рекас (Konrad Rekas), сказал в интервью этой газете, что как и связи Ковнацкого с Москвой, так и таковые с европейскими правыми были налажены председателем критической по отношению к НАТО партии «Смена», Матеушем Пискорским (Mateusz Piskorski).
Деятельность в «Европейском центре геополитического анализа»
На сайте российского Центризбиркома можно прочитать, что «тот самый Ковнацкий действительно был одним из четырех наблюдателей от „неправительственных организаций“ из Польши на выборах 2012 года» (которые Владимир Путин выиграл с 64%). Удивителен состав этой группы. Также в состав группы наблюдателей входили Шолуха, который позже, когда стали известны его контакты с ECAG, потерял свое место в оружейном концерне PGZ, и руководитель ECAG, глава польской пророссийской партии «Смена» Матеуш Пискорский. Последний в 2014 году, когда Россия аннексировала украинский Крым, руководил «международной наблюдательной миссией» из частично правоэкстремистски настроенных европейских политиков. Тогда миссия «наблюдала» за устроенным Москвой референдумом об отделении от Украины и, конечно, одобрила референдум, говорится в статье. На фотографиях видно, как Пискорский за руку здоровается с лидером ДНР Александром Захарченко. Другим спутником в поездке в Москву будущего госсекретаря Ковнацкого был бывший польский депутат Анджей Романек (Andrzej Romanek). Он также принимал участие в деятельности «миссии наблюдателей» на «референдуме» по аннексии Крыма. «В такой вот компании будущий заместитель Мачеревича Ковнацкий ездил в качестве наблюдателя от одной «неправительственной организации» в Москву.
Однопартиец Пискорского из «Смены» Конрад Рекас (Konrad Rekas), также один из руководителей ECAG, подтвердил, что «Пискорский в 2012 году через „Европейский центр геополитического анализа“ организовал поездку в Россию будущего замминистра Ковнацкого». «Пискорский организовал эту миссию и был посредником между польскими и российскими партнерами, — пишет Рекас в ответе на запрос газеты. — Было мнение, что круг лиц вокруг Ковнацкого следовало познакомить с нашими российскими партнерами. В свою очередь, российские гражданские организации были заинтересованы в контактах с умеренно-правыми кругами в Польше, поскольку предполагали, что их власть в ближайшее время возрастет. Спектр интересов Бартоша Ковнацкого предопределил его для этой миссии уже из-за его прежних контактов с Матеушем (Пискорским) и их общими друзьями».
Какие же цели преследуют ECAG и «Смена»? Штаб-квартира «Смены» вплоть до последнего времени находилась в бывшем здании Советско-польской дружбы в Варшаве, а сама партия называла себя «первой неамериканской партией Польши». «Мы не хотим, чтобы Польше была отведена роль американского цепного пса», — говорили в партии. Вместо этого Варшава должна, говорится далее, налаживать хорошие отношения со всеми соседями, «прежде всего с Россией». Партия постоянно выступает против членства Польши в НАТО. С 2016 года Пискорский находится под следствием. Следствие против него секретно, но этой газете удалось узнать, что «его обвиняют в шпионаже». На просьбу о разговоре с ним польские власти пока не ответили.
Общество националистических апологетов Путина
По словам Рекаса, Пискорский познакомил будущего подчиненного Мачеревича Ковнацкого не только с людьми из России, но и с частью националистической сети в Европе, которую поддерживает Путин, говорится далее. Рекас утверждает, что его «арестованный начальник в 2012 году свел замминистра с Альянсом европейских национальных движений (AENM)». И действительно, позже политик из французского «Национального фронта» Брюно Гольниш (Bruno Gollnisch) назвал будущего польского замминистра «ассоциированным членом AENM», так же, кстати, как и основателя партии Жан-Мари Ле Пена, и главу Британской национальной партии Ника Гриффина. Некогда и венгерская правоэкстремистская партия «Йоббик» входила в этот альянс.
Значит к этому обществу националистических апологетов Путина тогда принадлежал, очевидно, нынешний заместитель министра обороны Польши Ковнацкий. Министерство обороны Польши не ответило на каталог вопросов газеты, где речь шла об отношениях Ковнацкого с Пискорским и с ECAG, а также о роли обоих во время выборов в России в 2012 году и в Альянсе Европейских национальных движений. Но участники тогдашнего панъевропейского Проекта националистов подтверждают, что Пискорский тогда играл определенную роль. К ним относится бывший председатель Британской национальной партии Ник Гриффин, который, как и Ковнацкий назван в Интернете «ассоциированным членом» Альянса националистов AENM. Гриффина осудили в 1998 году за подстрекательство к расовой ненависти, а два года назад газета «The Independent» цитировала его слова о том, что «возрождения христианства» «невозможно без возвышения „Третьего Рима“, Москвы». Этой газете он сначала сообщил, что ему нечего сказать «этой либеральной капиталистической прессе». Но потом он присылал электронные письма, в которых он подтверждал, «что господин Пискорский помогал в 2012 году в Польше AENM». На вопрос о том, «ввел» ли тогда Пискорский будущего госсекретаря Бартоша Ковнацкого в Альянс, Гриффин писал:" Я вспоминаю имя Бартош, но, честно говоря, не могу вспомнить фамилию«.
Ковнацкий не отрицает связи
Сам Ковнацкий не отрицал свои связи с клубом националистов AENM, но посредником он назвал не Пискорского, а скончавшегося польского национального католика Ришарда Бендера (Ryszard Bender). Тот тоже попал в поле зрения из-за своей близости к России. Во время советской оккупации он был заместителем председателя «Польского католического союза», объединения католических коллаборацистов. Бендер заседал также в парламенте, где правили коммунисты. Там он утверждал, что Варшава должна поддерживать дружбу с Советским Союзом, потому что размолвки между поляками и русскими в истории всегда помогали только «гитлеровским» немцам.
Все эти связи Ковнацкого бросают тень на министра обороны Мачеревича, который после огласки пророссийской деятельности и контактов его ближайших подчиненных оказывается довольно парадоксальной личностью. С одной стороны, он уже несколько лет является кем-то вроде верховного жреца так называемого «смоленского культа» в Польше — движения, которое не перестает утверждать, что авиакатастрофа, в которой погиб президент Польши и брат-близнец Ярослава Качиньского — Лех Качиньский (Lech Kaczynski), была не несчастным случаем, а результатом деятельности российских спецслужб. Польская прокуратура не нашли тому никаких доказательств и говорит о несчастном случае, но Мачеревич упорно внушает, что это был российский теракт с применением «термобарической бомбы», то есть взрывного устройства, которое может быть столь сильным, как небольшая атомная бомба. Если именно этот беспощадный критик предполагаемого московского заговора окружен советниками с российскими контактами, то, с одной стороны, это было бы неожиданно. С другой стороны, не исключено, что антиевропейская линия польского правительства, куда входит Мачеревич, больше всего играет на руку Владимиру Путину.