Сообщению о смерти халифа ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. перев.) Абу Бакр аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi) следует радоваться с осторожностью. В конечном счете Аль-Багдади за прошедшие годы уже неоднократно объявляли погибшим, причем ни одно из этих сообщений не было подтверждено.
На этот раз новость пришла от руководителя находящегося в Великобритании сирийского наблюдательного пункта, располагающего в Сирии сетью информаторов. По сообщению данного наблюдательного пункта эта информация получена от высокопоставленных членов ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор. Однако, говорится далее, неясно, когда и как погиб Аль-Багдади.
До сих пор смерть лидера ИГИЛ не могли подтвердить ни курдские, ни иракские правительственные службы. И Пентагон говорит, что не имеет никакой информации о гибели Аль-Багдади. Однако это не удержало президента США Дональда Трампа от того, чтобы после получения этой новости выразить в твиттере свое ликование. Трамп написал в твиттере: «Большие победы в борьбе против ИГИЛ!», и было непонятно, имел ли он при этом в виду смерть Аль-Багдади или же захват бывшей столицы халифата города Мосул иракскими и международными силами.
Аль-Багдади в течение многих лет жил в подполье и оттуда руководил как военными, так и политическими делами «Исламского государства». Его единственное публичное выступление состоялось в июле 2014 года в Мосуле, когда он после удивительного победного похода ИГИЛ на севере Ирака и в Сирии провозгласил создание халифата на захваченной ИГИЛ территории.
Тем самым ИГИЛ заняла место Аль-Каиды (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. перев.) на самом верху исламистско-террористической иерархии. Вдруг сразу перестали говорить про Аль-Каиду, которая после нападений 11 сентября 2001 года на США стала «звездой» экстремистской сцены. Ее лидер, Усама бен Ладен (Osama bin Laden), был ликвидирован американцами в 2011 году. А теперь с Аль-Багдади появился новый вождь, который претендовал на корону исламистского экстремизма.
ИГИЛ стала также благодаря современной и эффективной пропагандистской машине новым «поп-феноменом» радикального ислама и получила приток экстремистов со всего мира, которые хотели помогать защищать и расширять этот халифат.
Параллели с Усамой бен Ладеном
Однако этот проект через некоторое время застопорился, и международной коалиции под руководством американцев удалось ИГИЛ медленно, но верно оттеснять. И все же есть значительные параллели между Бен Ладеном и Аль- Багдади. В конечном счете, американское давление и преследование Аль-Каиды делали ее все более незначительной, еще до того, как был уничтожен Бен Ладен. Его смерть была в сущности лишь символическим подтверждением краха Аль-Каиды.
Похоже выглядит и ситуация с Аль-Багдади. Неважно, умер ли он в действительности или же прячется где-нибудь в Сирии или на севере Ирака: его халифат и без того уже на грани краха. Мосул, крупный город на севере Ирака, за исключением нескольких очагов сопротивления снова находится в руках иракского правительства. И это только вопрос времени, когда падет и сирийская крепость ИГИЛ в Ракке. Согласно данным секретных служб США, за последние годы в боях ИГИЛ потеряла 60 тысяч бойцов, а также две трети своей территории. И тем самым все более исчезает база для бизнеса, на которой Аль-Багдади когда-то провозгласил этот халифат.
Опасным и новым в ИГИЛ было то, что она не пыталась, как Аль-Каида, нападать на Запад и свергать или дестабилизировать умеренные арабские правительства. ИГИЛ пошла на шаг дальше, чем Аль- Каида, которая в Афганистане была лишь гостем Талибана (организация, запрещенная в РФ — прим. перев.), и создала как бы государственные структуры на территории, где она представляла единственную государственную власть.
Это оказало большое притягательное влияние на радикальных мусульман по всему миру, они верили пропаганде ИГИЛ, что это якобы и есть то место, где может возникнуть исламская утопия, которая позволила бы им жить, сохраняя свою веру в самом чистом виде. Однако, этой утопии в обозримом будущем придет конец, когда все важные захваченные ранее ИГИЛ населенные центры будут отвоеваны назад.
Однако ни возможная смерть Аль-Багдади, ни потеря дальнейших территорий в Сирии и Ираке не означают скорого конца ИГИЛ. Вероятнее, что эта террористическая организация уже с некоторых пор вступила в новую фазу, которая для Запада и для союзных с ним исламских стран может стать еще опаснее.
Потому что пока существовал халифат, где собралось большинство боевиков ИГИЛ, борьбу против этой организации можно было вести на сравнительно ограниченной территории. С падением халифата следует ожидать трансформации в ИГИЛ 2.0 Некоторые приехавшие из Европы боевики проникнут назад в свои страны, другие спрячутся в арабских странах и будут действовать там из подполья.
Теракты в Европе как предчувствие
Растущее число терактов в Европе в прошлые месяцы дало первое представление о том, чего можно ожидать. И еще есть достаточно спорных территорий в мусульманском мире или областей без эффективного государственного правления, где могут осесть боевики ИГИЛ. Это касается, к примеру, частей Афганистана и Ливии, Йемена или Западной Африки. Да и гражданская война в Сирии тоже все еще продолжается и дает ИГИЛ шанс пробиться в те регионы, где есть пока вакуум власти.
ИГИЛ уже давно подготовилась к возможному падению халифата и основала филиалы во многих странах мусульманского мира или связалась с местными экстремистскими организациями. Хотя смерть Аль-Багдади и была бы важным ударом для ИГИЛ, и за ней могла бы последовать борьба за место правителя. А отвоевывание у ИГИЛ территорий в Ираке и в Сирии означает, что эта организация теряет важное пространство для передышки и отступления.
Однако это вовсе еще не означает, что тем самым будет уничтожена исходящая от ИГИЛ опасность. Для этого недостаточно изгнать террористов из захваченных областей. «Даже если ИГИЛ будет побита в военном плане, все равно политические и экономические условия, которые способствовали ее восхождению — которое было отчасти вызвано вторжением в 2003 году — будут и дальше представлять опасность», — пишет, например, бывший заместитель госсекретаря США Тони Блинкен (Anthony Blinken) в газете New York Times.
Назад к своим корням
В 16 городах в Ираке и Сирии ИГИЛ удалось даже после их освобождения совершить примерно 1500 терактов. Тем самым эта организация возвращается к своим повстанческим корням. И это также означает, что после военной миссии должна быть осуществлена также и миссия по стабилизации в Ираке, а шиитское правительство должно найти компромисс с суннитами, чтобы предотвратить то, что разочарованные сунниты могут снова попасть в руки радикалов.
Нельзя забывать также, что ИГИЛ по-прежнему удается вести успешную пропагандистскую войну в интернете и в социальных сетях. «Мы тратим огромное количество времени и ресурсов, как США, так и их партнеры, чтобы попытаться победить не только ИГИЛ и его контроль за физическим халифатом, но также и виртуальные пространства, которыми они владеют», — сказал недавно Томас Боссерт (Thomas Bossert), советник Трампа по вопросам национальной безопасности, в интервью ABC. — Они продолжают вербовать молодых людей. Это тревожно». Что должно означать: эта борьба еще далеко не закончена, и идеология, которая движет экстремистами, по-прежнему плодотворна и опасна. Независимо от того, действительно умер Аль-Багдади или нет.