Итак, Сталин занимает убедительное первое место среди самых популярных у россиян исторических фигур. Он стал победителем в опросе «О самой значимой и выдающейся личности всех времен и народов». Нынешний российский лидер Владимир Путин оказался «только» вторым, и ему даже пришлось «поделиться» серебром с великим русским поэтом Александром Пушкиным. Третью строчку занял еще один виновник массовых убийств — лидер большевистского переворота Владимир Ленин. Четвертым стал Петр Первый.
На самом деле все это не стало особенным сюрпризом. За исключением, быть может, того, что наш человек ожидал бы увидеть на первом месте нынешнего русского правителя Путина. Но разница между ними была минимальной. Результатам опроса можно верить, поскольку его проводила лучшая российская социологическая служба, известная своей независимостью от Кремля — Левада Центр.
Прославленный, хотя и низвергнутый
У русских сложное отношение к Сталину. Исторически доказано, что он повинен в невероятных по своей жестокости массовых убийствах, и его деяния могут сравниться с тем, что творили такие злые гении, как Адольф Гитлер. Однако большинство граждан России в этом уже сомневается. А ведь после прихода к власти Генерального секретаря Коммунистической партии СССР Никиты Хрущева и во время перестройки и гласности при Михаиле Горбачеве Сталин отнюдь не был популярен. В то время общественность будто прозрела и здраво оценила свое прошлое. До людей доходили в целом правдивые факты, и народ немедленно отзывался на это просвещение.
Популярность Иосифа Виссарионовича снижалась, пока чуть не достигла самого дна. Казалось, это навсегда.
Но с наступлением режима твердой руки Владимира Путина, после возвращения культа силы, власти и КГБ, возродилось и особенное отношение к человеку, который убил больше своих собственных граждан, чем врагов. Однако не потому, что президент Путин начал превозносить своего давнего предшественника. Или распорядился вновь развесить его портреты по всей стране. Или на каждую годовщину ходил поклониться к Кремлевской стене, где в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года были тайно захоронены останки Сталина после того, как их незаметно вынесли из Мавзолея.
В действительности Путин не отдал ни одного распоряжения, в котором наказывал бы своим гражданам любить Сталина всей душой. Правда, Путин не сделал и ничего для того, чтобы русские хорошенько осознали все то, что совершил Сталин. Также время от времени Путин делает заявления, из которых ясно: сам он тоже очень снисходительно относится к Иосифу Виссарионовичу, а порой даже восхищается им.
По мнению Путина, этот человек был, прежде всего, великим полководцем, который победил в Великой Отечественной войне и спас мир от фашистского ига. Но о том, что сначала Сталин поделил Европу вместе с Гитлером и вместе они собирались ее поработить, в российских учебниках истории писать запрещено. Также Путин признает огромные заслуги Сталина в индустриальном развитии страны. Президент тактично умалчивает о том, скольких жизней стоила эта электрификация, раскулачивание и технический прогресс.
Путин хвалит сталинский режим за расцвет космических исследований, но не говорит о том, что заслуга в них принадлежит ученым, которых Сталин отправил в лагеря и заставил работать. В общем, Путин не лжет, но и не говорит всей правды, будто жалея своих граждан. Правда, причина такого поведения российского президента несколько другая.
Своим терпеливым идеологическим трудом Путин достиг даже больших успехов, чем мог бы достичь, применяя для утверждения своей позиции только репрессии. Путину удалось и то, на что не решился даже Леонид Ильич Брежнев во времена своей относительной умственной свежести: речь о реабилитации Сталина во всей его ужасающей красе.
Внутренний враг — на первом месте
Сталин был практически канонизирован, и Путина это заворожило, ведь в глубине души он мечтает о том же. Но по сравнению со сталинским режимом путинский встал на ступень выше: Сталин прославляется не как отец коммунистических идей — теперь все внимание обращено к его императорской сути. Поэтому в современной России наряду с генералиссимусом также идеализируется императорский дом Романовых.
С каждым годом все больше людей в России может сказать: «Царь для нас лучше президента» или «Парламент нам не нужен — достаточно талантливого лидера, который быстро решит все вопросы без лишних дискуссий и церемоний и позаботится о нас, нужен такой человек, на которого можно положиться».
Вместе с популярностью Сталина возвращается и сталинская архитектура, которая должна вызывать у человека ощущение собственной ничтожности и подчиненности верховному авторитету. Пример — «Триумф-палас» в Москве, который некоторое время был самым высоким жилым зданием в Европе. Он является копией сталинских высоток. Все это должно подтверждать «эффективность диктатуры». Обсуждения задерживают, а оппозиция вредит масштабным планам. И то, и другое ни к чему.
От смешения императорских и коммунистических идей в головах многих россиян получился ералаш. Ведь как иначе объяснить, что поклонники Александра Солженицына и его книги о ГУЛАГе одновременно являются поклонниками Сталина, одного из праотцов советских концентрационных лагерей. Режим Путина демонстрирует явные неосталинские черты и обостряет их, поддерживая мифы, которые совершенно искажают взгляд россиян на ряд исторических событий.
Речь, в первую очередь, о Второй мировой войне, которую сегодня в России преподносят как победу исключительно советского народа. Конечно, победа — неоспоримый факт, но никто и не вспоминает о западных союзниках, грабежах и изнасилованиях, совершенных советскими солдатами, или, к примеру, о желании многих народов СССР воевать на стороне германских войск против ненавистного большевизма. Поэтому всего 12% россиян обвиняет в огромном числе жертв во время войны советское руководство во главе со Сталиным. Мало кто задумывается над тем, почему немцы несли намного меньшие потери. Экономист и историк Григорий Попов относится к думающему меньшинству. Он выяснил, что в 30-е годы прошлого века СССР выделял намного больше средств на строительство лагерей и создание репрессивного аппарата, нацеленного на ликвидацию внутреннего врага, чем на оборону страны, на вооружение и подготовку личного состава. И это тоже «заслуга» Сталина. Репрессии? Да, какие-то были, но они были расплатой за индустриализацию и победу в войне. Без них Сталин не смог бы крепко держать узды правления в своих руках.
Самое интересное, что еще в 2011 году россияне намного критичнее относились к Сталину: 18% обвиняли его в слишком больших военных потерях. В 1997 году так считало 34%! Ясно, что кто-то ловко манипулирует российским обществом, деформирует его и изолирует от цивилизованного мира. История лишена всякой научности и покрыта идеологическим налетом. Она используется не для познания собственных корней, прошлого и традиций, а для укрепления патриотизма и шовинизма. Страну нужно мобилизовать, и опасность вновь подстерегает повсюду. Лучшее, что может получить Россия, это управленец авторитарного типа. И такой у нее есть.
История тираний
Впервые за последние 25 лет россияне ищут своего величайшего героя в истории. Они не всегда склонялись к Сталину, но почти всегда выбирали тирана. Их — будто под гипнозом — восхищает жестокий правитель. В одном опросе, проведенном еще в «допутинские» времена, победил Александр Невский, средневековый воин, который жил в эпоху, когда Россия была колонией Монгольской империи. Невский прославился, прежде всего, тем, как собирал налоги и убивал русских князей, борющихся с монгольским игом. А сам Невский служил ему изо всех сил.
«Как построить историю, которая стоит на бесконечных убийствах друг друга и предательствах?» — спрашивает выдающийся русско-британский политолог Питер Померанцев. Один из вариантов — смело вступить в борьбу с этим наследием. Но пока россияне предпочитают другое: они переписывают историю так, чтобы она соответствовала настоящему.