Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как купить русские иконы в Швейцарии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкий искусствовед Марк Лерке переехал в Швейцарию и перевез с собой свой бизнес, который связан с организацией аукционных торгов с необычной специализацией: православные иконы, как русские, так и греческие, а также в целом произведения русского искусства — картины, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусство, артефакты из серебра и фаянса, начиная с 15 века.

Торги произведениями русского искусства регулярно устраиваются по всей Швейцарии целым рядом аукционных домов. Мы уже писали, например, и о женевском аукционисте Бернаре Пиге, удачно стартовавшем продажами писем и фотографий членов царской семьи, а также о картинах Марка Шагала на торгах бернской галереи «Корнхаус». Недавно в пригороде Берна мы обнаружили еще одну, совсем новую художественную галерею-аукционный дом, которая этим летом также провела небольшие «русские торги».


Немецкий искусствовед Марк Лерке (Marc Loerke) переехал в Швейцарию не так давно и по причине вполне романтической: его жена — швейцарка. Интереснее, однако другое, ведь Марк перевез с собой в Швейцарию и свой бизнес, который связан как раз с организацией аукционных торгов с необычной специализацией, направленной на православные иконы, как русские, так и греческие, а также в целом на произведения русского искусства, включая картины, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусство, артефакты из серебра и фаянса, созданные в период с 15-го и вплоть до начала 20-го века.


Без корней и связей


Галерея «Мёниос», управляющим директором которой является Марк Лерке, располагается в деревне Ворб, пригороде Берна. «Название "Мёниос" хорошо известно в мире коллекционеров и ценителей икон», — говорит он. «Это имя моего партнера, который уже больше тридцати лет в этом бизнесе. "Мёниос" самая старая в Германии галерея икон, а в Берлине на роскошной улице Курфюрстендамм она еще и самая крупная, там выставлено более двух тысяч икон». Что привело исконного немца к русским иконам?


«Надо сказать, что русских корней и связей у меня нет. В детстве у нас дома была одна икона, и она меня очень привлекала. В 16-летнем возрасте я впервые побывал в Греции, на Святой горе Афон, и там уже более серьезно заинтересовался православием», — рассказал он. В итоге в 21 год Марк Лёрке крестился в православие и потом около десяти лет проработал в Германии в качестве научного сотрудника историко-мемориального комплекса «Замок Аутенрид» («Schloss Autenried»), на базе которого с 1959 года действует «Музей Икон мюнхенского Института славистики и православной общины города Аутенрид» («Ikonenmuseum des Slawischen Instituts München und der orthodoxen Gemeinde von Autenried»).


Собрание музея насчитывает порядка двух тысяч икон и около пятисот других объектов искусства, что делает эту коллекцию одной из самых крупных за пределами славянских стран и Греции. Параллельно Марк Лёрке изучал в Университете города Регенсбург (Бавария) историю искусств и фольклора, написав диплом на тему «Мотивы сошествия в ад и воскресения в искусстве Запада и христианского Востока».


«Завершив учебу, я воплотил свою мечту, став независимым предпринимателем в области торговли предметами искусства. В начале это были самые обычные объекты, но потом, года через два, я начал специализироваться на православных иконах, которых в Европу было ввезено множество, особенно в 1970-1980-х годах», — рассказывает он.


Тут же в Ворбе, в одном из помещений своей галереи, Марк Лёрке открыл небольшую и постоянно обновляемую выставку из трех десятков икон. «Часть икон принадлежит мне, другие находятся в частных коллекциях и выставлены здесь на продажу. Вот на этой стене размещен целый греческий иконостас, с Христом и апостолами, это изображения 17-го века, которые были вырезаны из стены разрушенной церкви. Есть иконы 16-гот века с Христом, Адамом и Евой, это настоящие музейные редкости». А на одной из стен хозяин галереи собрал и выставил временную мини-экспозицию икон с изображениями коней и всадников, включая Великомученика Дмитрия и Архангела Михаила и Георгия. Есть здесь и иконы 18-го века в стиле палехской росписи.


Берут они охотно…


Чем руководствуются люди, покупая старинные иконы? «Для большинства главную роль играют чувства, которые пробуждает у них та или иная икона. Некоторые приобретают иконы для специальных случаев, в связи с болезнью или, например, им нужна икона с изображением своего святого покровителя. Впрочем, множество икон приобретается из-за серебряных оправ, они стоят дороже», — честно пояснил Марк Лёрке. Доказательство тому — результаты последних русских торгов, организованных галереей «Мёниос» 17 июня 2017 года.


Самым дорогим тогда стал лот под номером 100, это икона Архангела Михаила 1849 года в массивной серебряной оправе, созданная мастерами Андреем Ковальским и Николаем Полтавцевым для императорского двора Николая Первого. Ее купили за 30 тысяч франков. Николай Полтавцев, владелец четвертой по размеру серебряной мануфактуры в Москве в 19-ом веке, в основном выполнял церковные заказы. В большинстве своем покупателями Марка Лёрке стали россияне, которые делали ставки через интернет и по телефону.


Результаты аукциона, по словам владельца галереи, «оказались очень позитивными», в особенности в том, что касается продаж произведений графики, живописи и фарфора. Так, например, портрет Екатерины Великой ушел за 14 тысяч франков. Портрет был выполнен в ателье Александра Рослина (швед. Alexander Roslin, 1718 — 1793, шведский художник-портретист, с 1750-х годов работавший, в основном, в Париже, — прим. ред) и имеет сходство с созданной им же аналогичным портретом императрицы 1776-го года, который сейчас выставлен в Санкт-Петербургском «Эрмитаже».


С этого эрмитажного портрета, кстати, свои копии делали, например, такие прославленные художники, как Дмитрий Левицкий и Федор Рокотов. Активные торги развернулись и за старинные географические карты. Так, оцененная в 80 франков карта Москвы была в итоге куплена за 800 франков (примерно 46 тыс. рублей). Теперь Марк Лёрке готовится к следующим торгам. Ежегодно он планирует устраивать 6-6 аукционов, из них два посвящая исключительно русскому искусству.


Мода прошла?


Несколько лет назад торги русским искусством были в большой моде, а что сейчас? «Конечно, русское искусство вызывает интерес. Но я бы сказал, что уже больше двух лет, с начала периода санкций, покупают его не в тех объемах, как прежде. А сами покупки делаются очень взвешенно, объекты тщательно выискиваются и выбираются, покупатели не приобретают все подряд, как раньше, а только самые дорогостоящие объекты.


К тому же и цены не так высоки, как раньше. Например, иконы потеряли в цене. Сегодня можно купить за 500-600 франков иконы, что пару лет назад стоили 2-2,5 тысячи. Впрочем, стоит появиться какому-то особенному товару, например, фарфоровым фигуркам, те остаются дорогими, потому что на них всегда найдутся особые знатоки-покупатели, но "нормальное" аукционное предложение стало дешевле».


Марк Лёрке отметил также, что меняется и сама структура торгов: на аукционном рынке сегодня «много фотографий, писем и прочих объектов, иллюстрирующих судьбы семей русских эмигрантов после Октябрьской революции, особенно во Франции. Зато реже найдешь гравюры, их остается все меньше, а спрос на них по-прежнему есть». Одним словом, сегодня хороший момент для коллекционеров, чтобы делать покупки, а продавцам лучше подождать, считает Лёрке.