Используя важные исторические символы и разрушая старые запреты, при этом рискуя поддержать весьма неоднозначных деятелей, Эммануэль Макрон утверждает свой подход к международной политике.
Двумя днями ранее президент Франции почтил вместе с Дональдом Трампом столетие вступления США в Первую мировую войну, а в воскресенье побывал вместе с израильским премьером Биньямином Нетаньяху на мероприятиях по случаю 75 годовщины облавы «Вель д'Ив», когда французская полиция арестовала более 13 тысяч евреев (в том числе 4 тысячи детей) для последующей депортации в нацистские лагеря смерти.
«Это приглашение — волевой жест, который говорит о давней и глубокой дружбе Франции и Израиля», — заявил Нетаньяху. Он начал свою речь на французском, затем перешел на английский и, наконец, завершил выступление прочувствованным «Свобода, равенство, братство» на языке Мольера. В частности он отметил героизм французов, которые «рисковали своими жизнями и жизнями своих близких, чтобы спасти своих еврейских соотечественников».
Раньше израильское руководство еще никогда не получало приглашения на эту церемонию, даже в 1995 году, когда президент Жак Ширак впервые признал, что «Франция совершила непоправимое», и принял ответственность государства в лице правительства Виши. Впоследствии Николя Саркози и Франсуа Олланд стремились четко отграничить французскую политику в отношении еврейского государства и в целом палестино-израильского мирного процесса от воспоминаний об этой трагедии.
Но именно на это делает ставку Макрон, который, как сейчас с Нетаньяху, так и ранее с Трампом и Путиным, надеется изменить ситуацию, воспользовавшись своим умением убеждать и сопереживать. Быть может, даже чересчур.
«Мы не уступим перед ненавистью и антисионизмом, который представляет собой переосмысленную форму антисемитизма», — подчеркнул французский лидер, заверив, что Франция продолжит вместе с Израилем борьбу с «обскурантистским терроризмом и страшными вымыслами». Такие слова явно пришлись по душе израильскому премьеру.
Тот не раз повторял, что несогласие с политикой Израиля подрывает легитимность существования еврейского государства, и что его страна является главной целью международного терроризма, который берет под прицел весь Запад. «Они пытаются уничтожить как нас, так и вас», — уверен он.
Тупик в мирном процессе
Кроме того, продолжение строительства поселений является нарушением международного права и ставит под угрозу политическое решение. Париж традиционно придерживается этой позиции, и президент вновь напомнил о ней в начале июля главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу. Во время предвыборной кампании Макрон мало говорил по этому вопросу, напоминая лишь о несогласии с односторонним признанием Францией Палестинского государства.
В последние месяцы президента Олланда Париж предпринимал активные попытки сдвинуть мирный процесс с мертвой точки и организовал для этого международные конференции в июне 2016 года и в январе 2017 года.
Израильский премьер отказался участвовать в этой «направленной против мира» инициативе и назвал ее липовой конференцией, которую устроили палестинцы под покровительством Франции. Новый президент не стал вновь поднимать этот вопрос. Нетаньяху согласен только на прямые переговоры с палестинцами, в которых он занимает позицию силы.
Как бы то ни было, если отбросить красивые фото и теплые объятья, встреча Макрона и Нетаньяху вовсе не обязательно сулит что-то новое в отношениях Парижа и Тель-Авива. Так, французский лидер заверил израильского премьера в том, что Франция будет внимательно следить за строгой реализацией подписанного в июле 2015 года соглашения по иранской ядерной программе. Кроме того, по его словам, он разделяет обеспокоенность Израиля по поводу вооружения «Хезболлы» (это шиитское ливанское движение получает поддержку Тегерана).