В Турции многие круги обеспокоены вероятностью разрыва отношений Анкары с Брюсселем. Однако позицию ЕС стало так сложно оправдать, что практически все они начинают разговор словами: «У ЕС тоже есть ошибки, но…» — правда, в конечном счете осыпают лепестками роз путь в ЕС…
В минувший четверг колумнист Hürriyet Унал Чевикёз (Ünal Çeviköz) написал следующие строки: «Отношения Турции и ЕС переживают один из решающих периодов в своей истории последних 50 лет. Отношения будут разорваны, продолжатся, и если продолжатся, то как…
Наконец, резолюция Европейского парламента по Турции… В Турции эта резолюция была прокомментирована как новая стадия „тактики проволочек", которую, как предполагается, ЕС на протяжении нескольких лет применяет в отношении Турции. Реакции также были озвучены под влиянием настроения, созданного таким толкованием. Тем не менее „настроение" — как правило, враг публичной дипломатии и стратегии коммуникации… При этом ЕС продолжает проводить здоровую публичную дипломатию и стратегию коммуникации.
Юнкер (Juncker) также подчеркивает, что „в ЕС хотели бы, чтобы Турция не отдалялась от Европы, а двигалась навстречу Европе". Значит, в Европе есть беспокойство по поводу того, что Турция отдаляется. А почему его не должно быть? Если вдруг, когда нам взбредет в голову, мы начинаем бросать цветы Шанхайской организации сотрудничества, а сейчас к тому же увлеченно беремся за покупку систем противовоздушной обороны С-400, словно нашей зависимости от России в энергетике было недостаточно, то возникновение такого восприятия вполне естественно» («Как толковать сигнал», 17.07, Hürriyet).
Очень типичная статья. Никому не составит труда понять, как сигнал «должен быть истолкован»…
Например, если ЕС скажет: «Мы не можем принять Турцию»
Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean Claude Juncker) написал статью для немецкой газеты «Bild am Sonntag» по случаю годовщины 15 июля…
«В то время как еще не было известно, как закончится попытка переворота, председатель Европейского совета Туск (Tusk) и Верховный представитель ЕС по иностранным делам Могерини (Mogherini) от имени ЕС осудили атаку на демократические институты Турции», — отметил Юнкер.
И на том спасибо.
Юнкер продолжает: «Европа по-прежнему протягивает руку Турции. От Турции мы хотели бы видеть приверженность основным европейским ценностям».
Мы понимаем Юнкера… Никто не знает лучше турок, что значит стоять с протянутой рукой. Более того, за 54 года мы так далеко протянули руку, что ее можно было откусить по самое плечо.
Давайте обратим внимание на недостаточно освещенную часть интервью, которое 12 июля этого года президент Эрдоган дал BBC…
«ЕС неискренен. Они не сдержали ни одного данного обещания. В настоящее время 14 разделов открыты к обсуждению, но ни один из них не был закрыт. Возьмите проблему беженцев: они сказали, что заплатят нам шесть миллиардов евро. Но нет. Мы выполняем свои обещания. Если на этом этапе ЕС будет откровенен с нами и, например, скажет: „Мы не можем принять Турцию в Европейский Союз", — нам станет спокойнее. ЕС для нас не незаменим. ЕС водит нас за нос. К тому же сейчас подавляющее большинство моего народа не желает вступления в ЕС».
По сути это призыв к ЕС. Если представить, что отношения Турции и ЕС — это человеческий организм, то сейчас он невероятно ослаблен. И если так будет продолжаться, то он просто не сможет нести этот груз и где-нибудь упадет в обморок. При этом политическую цену, которая в связи с этим может возникнуть, должен заплатить Брюссель. ЕС, который 54 года морочит нам голову, да еще и выкидывает трюки, включая поддержку террористов, не должен получить шанса заставить Анкару заплатить за разрыв…
Вне всякого сомнения, если неискренность ЕС прекратится, ситуация изменится. Если вы верите в чудеса, конечно…
«Процесс вышел на финишную прямую, стороны на стадии подписания»
Но сначала отметим, что, во-первых, Анкара — и мы всегда пишем об этом — не пытается столкнуть лбами ЕС или другой какой-нибудь западный институт с аналогичными институтами на Востоке. Во-вторых, Турция, элементарно используя свои суверенные права, может выстраивать всевозможные экономические, технологические, дипломатические отношения с любой страной, какой пожелает. И может купить С-400.
В-третьих, если вы скажете: «Да, но это будет иметь политические последствия», — опять же независимая страна способна адекватно оценить риторику, которая при этом последует.
В-четвертых, помимо того, что выражение «Европа — единство ценностей» — это красивые слова, это еще и клише. Известно, что таких ценностей не существует, им не придается значения, а по сути нам в вежливой форме говорится: «Если вы хотите вступить в ЕС, вы будете безропотно следовать этим правилам»…
К тому же, должно быть, еще не поняли… «Сейчас подавляющее большинство моего народа не желает вступления в ЕС». Если состоится референдум, то возникнет интересная картина после Брексита.
Тем не менее сторонники ЕС могут быть спокойны. Анкара хочет увидеть, до чего дойдет этот процесс. Когда им придется принять членство Турции, ЕС, возможно, будет на грани исчезновения. Что тогда сделает Анкара, неизвестно.
Почему же те, кто считает интерес Турции к С-400, Шелковому пути и прочему угрозой в отношении Запада, при этом не замечают, что для развития своей системы противовоздушной обороны Турция подписала соглашение с французско-итальянским консорциумом? (Anadolu Ajansı, 14.07)
Иными словами, мы пытаемся удовлетворить свою срочную потребность и открываем дополнительные двери для национальной системы ПВО. То есть это не делается «наобум».
Когда вы говорите об С-400 или ШОС: «Не может быть», — вы при этом даете рецепт того, как вам бы хотелось, чтобы было. И этот рецепт содержит ядовитые ингредиенты!
Если мы вернемся к тому, с чего начали…
Как вы понимаете границу с ЕС, о которой говорится в заголовке?
Это Фракия или Сирия?
Если при первом прочтении вам пришла на ум Фракия, значит, дела турецкого народа с ЕС кончены.