Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия собирается построить суперавианосец, которому не суждено быть спущенным на воду

Проект называется 23000E «Шторм» и обладает невиданными характеристиками. 330 метров в длину и 40 в ширину. Правда есть одно небольшое «но»: проект абсолютно неосуществим

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разработка проекта перспективного российского многоцелевого авианосца «Шторм» продолжается. Но по техническим, экономическим и стратегическим причинам этому проекту, скорее всего, не суждено воплотиться в жизнь. Стоимость проекта оценивается в пять миллиардов долларов. Страна вряд ли сможет выделить такие деньги исключительно ради повышения собственного престижа.

В 2015 году Крыловский государственный научный центр, занимающийся кораблестроением и смежной деятельностью, продемонстрировал макет авианосца на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Всего лишь несколько недель тому назад вице-адмирал Виктор Бурсук, заместитель главнокомандующего Военно-Морского флота РФ, подтвердил, что разработка проекта продолжается. Хотя Россия умалчивает, что это всего лишь мечты. По техническим, экономическим и стратегическим причинам этому проекту, скорее всего, не суждено воплотиться в жизнь.


Оригинальный проект Крыловского научного центра называется 23000E «Шторм» и обладает невиданными характеристиками. Его длина составляет 330 метров, ширина — 40 метров, водоизмещение — свыше 100 тонн. Конструкция палубы позволяет осуществлять одновременный взлет и посадку самолетов. Кроме того, в отличие от авианосцев класса «Нимиц» и «Форд», имеет стартовую установку 'sky ramp'.


В соответствии с проектом, корабль будет оснащен четырьмя катапультами — двумя паровыми и двумя типа EMALS — и системой торможения при посадке. Надстройка разделена на два отдельных капитанских мостика, как на британских авианосцах класса Queen Elisabeth. Предусмотрены четыре подъемника для сообщения с ангаром: три на правом борту (впереди, между и сзади капитанских мостиков) и один на левом борту. Команда судна будет насчитывать порядка четырех тысяч моряков и летчиков. На авианосце смогут размещаться от 80 до 90 самолетов и вертолетов.


На макете крыло палубной авиации состоит из самолетов МиГ-29К и морская модификация самолета Т-50, а также вертолетов различных видов. Имея катапульты, авианосец сможет нести на борту тяжелые самолеты, что было подчеркнуто, когда на верхней палубе показали самолеты раннего предупреждения аналогичные Grumman E-2 Hawkeye, защищающие похожие американские и французские суда.


По текущему проекту судно оснащено стандартной силовой установкой, что позволит развивать ему скорость до 30 узлов, однако есть возможность ее замены на ядерный двигатель. В последнее время говорится уже о двух атомных реакторах, что позволит высвободить значительное пространство для авиационного топлива, снаряжения и боеприпасов и повысить военную пользу авианосца.


На 23000E «Шторм» не предполагалось устанавливать собственное вооружение помимо двух корабельных комплексов ПВО. В этой связи ему потребуется многочисленная группировка кораблей охранения, которая обеспечит ему противовоздушную, противокорабельную и противолодочную оборону. Авианосная группа будет иметь возможность проецирования силы в мировом масштабе.


Советский, а затем и российский ВМФ никогда не обладали такими возможностями, хотя во времена холодной войны СССР разработал план создания океанской авианосной группы. Советские разработки отличались от западных. Они основывались на увеличении размеров палубы на ракетных крейсерах, обладавших большой противолодочной мощью.


Вертолетоносцы класса «Москва» (два), ракетные крейсеры с самолетами вертикального взлета класса «Киев» (четыре) и средние авианесущие корабли класса «Адмирал Кузнецов» (один в составе ВМФ РФ, другой продан КНР) были этапами создания первых ядерных советских суперавианосцев класса «Ульяновск», один из которых был заложен в конце 80-х годов.


«Ульяновск» был разработан на основе проекта «Орел». Его водоизмещение должно было составить 75 тысяч тонн. Предполагалось, что на нем разместятся 60-70 самолетов. То есть, он был больше, чем «Адмирал Кузнецов» и «Шарль де Голль», но меньше, чем «Нимиц». Корпус построили на 40%, но потом разрезали в связи с распадом СССР. Мечте об океанской авианосной группе так и не суждено было состояться.


В настоящее время из авианосцев российский ВМФ в своем составе лишь видавшего виды «Адмирала Кузнецова», которые во время недавнего похода в Сирию показал как свои ограниченные возможности, так и свою потенциальную пользу.


«Варяг» Россия продала Китаю, который сделал его своим первым авианосцем и дал имя «Ляонин». «Адмирала Горшкова» (класс «Киев») Россия модернизировала и продала Индии. Теперь он носит имя «Викрамадитья». Еще пара авианесущих крейсеров («Киев» и «Минск»), переделанных в Китае в музеи — вот и все, что осталось от крупномасштабных планов советских времен. Есть признаки того, что таким положение дел останется и дальше, чтобы там ни говорили представители ВМФ России.


Несбыточные мечты


Следует отметить, что польза от создания авианосной группы для сухопутной державы, каковой является Россия, весьма сомнительна. Стратегическим приоритетом Москвы всегда была охрана собственных границ, что оправдано самим ходом исторического развития. Поскольку границы России не защищены природными барьерами, она постоянно подвергалась риску нападения, что и происходило довольно часто. Последняя война с гитлеровской Германией стоила России 20 миллионов жизней. Таким образом, способность проецирования силы в мировом масштабе, хотя и заманчивая для сверхдержавы, не является жизненной важной для российских интересов.

 

А стратегическая важность играет ключевую роль, особенно в сложные для российской экономики времена. Стоимость проекта 23000E «Шторм» превысит пять миллиардов долларов. Страна вряд ли сможет выделить такие деньги исключительно ради повышения собственного престижа. Россия сейчас переживает непростые времена в связи с падением цен на нефть, что нашло свое отражение в значительном сокращении ее военного бюджета.

© Wikipedia Artem TkachenkoМакет авианосца проекта 23000Е на выставке «Армия 2015»
Макет авианосца проекта 23000Е на выставке «Армия 2015»


Военный бюджет 2017 года был сокращен на 25% по сравнению с прошлым годом, что заставляет распределять ассигнования более тщательно. В особенности, если принять во внимание, что содержание ударной авианосной группы намного превосходит стоимость самого корабля. Сообщение о разработке финансово не обеспеченного проекта с целью вызвать спрос на него в России называется самопиаром. Сейчас страна не может даже осуществить глубокую модернизацию своего единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который в ближайшие годы будет поставлен на ремонт, но не получит современного оборудования.


Даже возможная продажа авианосца Индии не окупит в ближайшем будущем вложенные средства. Не будем забывать и то, что в свете истории с «Викрамадитьей», чья реконструкция из авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» была произведена с задержкой почти на десять лет с увеличением оговоренной цены почти на 300%, и решением Индии развивать собственное кораблестроение (сейчас в стадии строительства находится авианосец «Викрант», разрабатывается проект ядерного суперавианосца «Вишал») Индия вряд ли решит закупать что-то у России. По крайней мере, из этого класса кораблей.


Но даже если бы как-то и удалось продать корабль и получить необходимые деньги, проект 23000E «Шторм» в его нынешнем виде превосходит возможности российской кораблестроительной промышленности, по крайней мере, на современном этапе. Все прежние авианесущие советские корабли, включая «Ульяновск», производились на Николаевском судостроительном заводе, расположенном на Украине, у которой сейчас с Россией достаточно напряженные отношения, в результате чего она не может размещать там свои заказы.


Ни одна из российских верфей не в состоянии сейчас построить корпус таких размеров (водоизмещением свыше 60 тысяч тонн). Для этого необходимо расширение производственных мощностей, что потребует времени. Другим возможным решением стала постройка двух частей корабля, которые затем соединили бы в сухом доке завода «Севмаш» — единственного, обладающего такими возможностями, хотя подобных операций в нем не производили. Стоимость любого расширения мощностей автоматически увеличит стоимость авианосца.


У российской промышленности есть и другие проблемы. Значительная часть советской оборонной промышленности, прежде всего тех, что выпускали оружие и электронику, находилась на Донбассе (Украина), где сейчас идут бои. Чтобы восполнить эту нехватку, России необходимо развивать собственное производство. Разработка электромагнитных катапульт EMALS обошлась в немалую сумму США и Китаю, причем еще неизвестно, будет ли Китай использовать их на своих будущих кораблях.


Кроме того, предполагается установить на «Шторм» два ядерных реактора, разработанных на основе тех, которые установят на будущих эсминцах класса «Лидер». Их строительство должно начаться между 2018 и 2019 годами. Но строительство «Лидеров» отложено по крайне мере на шесть лет (некоторые утверждают, что на еще больше), в связи с чем их ядерная установка будет готова не раннее 2020 года. А это означает, что в лучшем случае Россия сможет получить свой первый «Шторм» к 2025 году, если, конечно, к тому времени ее морскую авиацию не придется списывать в утиль из-за простоя. Самым вероятным представляется, что, несмотря на самопиар Крыловского научного центра и заявления заместителя главнокомандующего Военно-Морского флота РФ, российский ядерный суперавианосец так и останется всего лишь интересным проектом.

Обсуждение
Комментариев: 25
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
dmitriyurievich
26 июля 2017, 14:16
Лучше построить 50 белых лебедей, чем авианосец!!! да и куда нам плыть? до америки через Беренгов пролив 80 км...нах нам авианосец???)))
b
balex207
26 июля 2017, 14:17
"Военные грезы России"? Господи! Военные России, как и основное её население, думает только об одном - как бы изобрести такое, чтоб на хрен отвалили вообще. Точка.
intuzazist
26 июля 2017, 14:28
А будем посмотреть! Хотя зачем нам авианосец? Разве что визит вежливости америкосам нанести.....................
Борух Шмуль
26 июля 2017, 14:28
Надо просто сделать этот авианосец надувным. Тогда глупые амеры в случае войны потратят на его уничтожение все свои дорогостоящие ракеты.
y
yarko
26 июля 2017, 14:32
Борух Шмуль, уже
ЛеонID
26 июля 2017, 14:57
Борух Шмуль, вы как вводу глядели) он и есть надувной в том смысле чтоб американцы верили и не расслаблялись и тратились на реальные авианосцы. А они и рады бюджет распилить под еще одно огромное корыто по которому сложно промахнуться) В США приняли на вооружение самый дорогой в мире военный авианосец korrespondent.net/world/3857885-v-ssha-prynialy-na-vooruzhenye-samyi-dorohoi-v-myre-voennyi-avyanose Я уверен следующий будет еще дороже и т.д. и т.п.))) А мы будем все проектировать-проектировать, а реально строить только необходимое)
xopku3ma
26 июля 2017, 15:37
Борух Шмуль, Чё там за история с немецкими лодками класса Dolphin для Израиля? Говорят вы 3 лодки фик получите. Лет 10 как. Врут?
Тп
Товарищ подполковник
26 июля 2017, 15:40
Борух Шмуль, Вы зря смеетесь относительно надувной техники. Я прослужил достаточно много и могу заверить, что обустройство ложных позиций из подручных материалов занимает массу сил и времени. А их наличие является непреложным требованием наряду с маскировкой и созданием запасных позиций. А теперь красота - не ищешь где взять материал, как выкроить свободных бойцов и пасти их. Просто подогнал макет, надул и небрежно сеть кинул для иллюзии маскировки. Сам макет и визуально поход, в в радиолокационном спектре светит как нужно, и в ИК. Не служба стала, а курорт.
a
as.volodia
28 июля 2017, 13:47
Борух Шмуль, Уже, есть проект подводного авианосца - но это секрет, чтобы испанец не уподобился попке, повторяя - "это не возможно!", потому что - у нас много чего есть, что "невозможно", потому что - мы - это мы, а они - это они!...
AndrewB
26 июля 2017, 14:36
Молодцы, испанцы, переживают за наше судостроение, аж кушать не могут. Ну, и аргументация, разумеется, в духе туповатого героя из романа А.С.Иванова "Тени исчезают в полдень": "Сомневаюсь я, что эта сковорода заговорит..."
woaland
26 июля 2017, 14:55
Нет, не смогут! Да не потянут просто, это же ж... И не делали никогда и вдруг! И зачем? Куда на нем плыть? Короче, этого не может быть, потому что не может быть никогда! И полегчало Пепе, и жизнь снова заиграла радужными красками...
a
as.volodia
28 июля 2017, 13:38
woaland, Пепе получил гонорар и полегчало... Смешно другое - это словоблудие читают и верят, и рейтинги издания не падают, хотя таких экспертов у нас - у каждого подъезда на лавочке его за пояс заткнёт и бесплатно...
s
sergey_alekseev
26 июля 2017, 14:59
Может после прохода такого корабля через Гибралтар и цены на нефть поднимутся - для этого и строим.
flightnavigator
26 июля 2017, 15:03
Ну раз у нас нет таких верфей как в Николаеве, придётся Николаев, в придачу с Херсоном и Одессой, в Россию возвращать. По-моему это дешевле будет. А скаклам остаётся только страдать и надеяться на новые санкции. ))))
Donpedro
26 июля 2017, 15:33
России авианосцы не нужны, она простирается от океана до океана с запада на восток. Нам хватит РЖД для эффективного использования 6й части суши мира для пуска своих ракет. А вот США авианосцы нужны, т.к. она является сравнительно небольшой региональной страной. Однако авианосцы случись что мы утопим десятком калибров. Остальное сделает пару Хашек(100ки или 200ки). Утритесь.
N
NPV
26 июля 2017, 15:43
В Николаев еще круто вкладываться придется чтобы верфь заработала. Возможно, что новая верфь на Дальнем Востоке не только для гражданских судов :)
B
Bromental
26 июля 2017, 15:51
А че так разволновался потомок каудильо? Что он так волнуется? Боится, что контракт на поставку апельсинов для команды авианосца достанется туркам?
P
PPJ
26 июля 2017, 15:53
Надо не пять миллиардов, а раз в 10 меньше. Три с половиной у хохлов в январе заберем в счет долга, ну и миллиардик с мистралей завалялся, кто не забыл. Ребята всерьез полагает, что РФ это не под силу?
ellin
26 июля 2017, 15:58
страны с долгом 1 триллион 100 миллиардов лучше молчать.Сколько штормов можно построить за эти деньги для Испании.
GreyCat
26 июля 2017, 16:21
Правда есть одно небольшое «но»: проект абсолютно неосуществим --------- Правда автор так и не сумел найти весомых аргументов, почему этот проект неосуществим в принципе. А главное, этот дурачок не знает, что не каждый проект в ВПК обязательно воплощается в металле.
bsmr
26 июля 2017, 16:22
российский ядерный суперавианосец так и останется всего лишь интересным проектом ----------------------------------- Авианосец - относится к наступательному виду оружия, которое России без надобности. Мы не собираемся нападать. А вот подводные ядерные крейсеры стратегического назначения, то что нужно! И Россия впереди всех,со своим проектом 941 "Акула".
Afrika
26 июля 2017, 16:26
Да клёвый фейк ребята, кто не догоняет! Важно выделить два полезных момента: 1.Хорошую школу практических знаний пройдут будущие корабелы России, сколько аспирантов кандидатских минимумов защитят. 2. И немаловажно натовцев развести. Хай бабло тратят на новые авиакорыта и замволотоутюги. А мы потихонечку приспособим Цирконы на прогулочные яхты! )))
l
leoirk
26 июля 2017, 16:50
Да построить то можем. Вопрос времени и денег. Но вот реально, лучше бы на освоение космоса эти деньги потратили...
zwaan
26 июля 2017, 16:54
"330 метров в длину и 40 в ширину" Проект "Шторм" был утвержден к осуществлению по специальной просьбе со стороны ВС Швеции и исключительно в гуманитарных целях. Если шведские системы предупреждения не будут в состоянии обнаружить и его в своих территориальных водах - им всем придет хана. Сократят без малейших колебаний...
RJDio
26 июля 2017, 20:39
Завистливая статейка щелкопера из второразрядной страны. Ему остается только с тоской вспоминать трехпалубные галеоны, равных которым во время оно не было.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем