От Америки, Европейского Союза и своих союзников по НАТО Турция не встретила ожидаемого интереса к своему ракетному тендеру. Целью Турции было не столько приобрести ракеты, сколько, не теряя времени, сделать шаг на пути к ракетным технологиям, в которых она нуждается, благодаря сотрудничеству, которое было бы построено. Но наши друзья, страны-союзники не продемонстрировали такого подхода и даже не подали предложений в рамках указанных критериев. Их целью было продать ракеты, но у них не было стремления передавать технологии, осуществлять совместное производство или содействовать тому, чтобы Турция обрела возможности, которые позволят иметь право голоса в этой сфере.
Поэтому было подписано соглашение с Китаем. Более того, предполагалось, что китайско-турецкое соглашение по ракетам даже подстегнет наших союзников, но они только сыпали критикой. Обращалось внимание на то, что эти ракеты невозможно будет интегрировать в систему НАТО. Говорилось о технологических успехах китайских ракет. Может быть, даже потому, что сотрудничество Турции с Китаем не находили серьезным, ему не придавалось большого значения. Когда на повестке дня возникла Россия, и стал обсуждаться вопрос о том, что Турция может купить С-400, а не С-300, и к тому же производить ракеты совместно с Россией, изменился и подход наших союзников. Но между тем заметим, что настоящие споры и шумиха начнутся после того, как С-400 будут размещены в Турции, на стадии совместного производства.
Что изменило балансы?
В Турцию отправляли представителей разных компаний, консорциума, в который входили США и Германия. Стали говорить: «Мы дадим вам все, включая технологии, и даже можем интегрировать то, что вы сможете сделать, в нашу систему». Но они опоздали. Ведь после самолетного кризиса турецко-российские отношения наладились. Хотя по некоторым вопросам между двумя странами не было достигнуто полного согласия, в вопросе ракет не возникло проблем, как это предполагалось. Россия даже продемонстрировала более позитивные подходы. Наверное, в этом сближении сыграла роль политика, которую Россия и Турция разрабатывают в Сирии в направлении региональной безопасности.
Насколько стратегии Турции в Сирии и на Ближнем Востоке вступали в конфликт с ее союзниками по НАТО, настолько же они совпадали с подходами России. В том, что Россия, которая до самолетного кризиса предлагала Турции только С-300 и не говорила о передаче технологий, совместном производстве, теперь стала благоволить продаже С-400 и совместному производству, непременно было влияние и других факторов, таких как, например, напряженность в отношениях с Западом, санкции. Но события на Ближнем Востоке следует поставить на первую строчку.
В результате в вопросе ракет ни у Америки, ни у другой какой-нибудь страны — члена НАТО не осталось оснований, да и права, критиковать Турцию. А то, что за весь этот продолжительный период времени у них не было ни одного положительного подхода, противоречит дружбе и членству в одном альянсе.
Китаю не поверили, Россия поразила
Как только сделка по ракетным системам, которые мы планировали приобрести у Китая, отменилась, западные компании с одобрения своих правительств стали стучать в двери Турции. Одной из них был международный консорциум «MEADS» с немецко-итальянским участием, крупным акционером которого является американский гигант в сфере оборонной промышленности «Lockheed Martin». О подробностях моей беседы с представителями этих компаний и их предложениях я писал в этой колонке. Наши союзники, которые, к сожалению, ранее не продемонстрировали интереса к тендеру на «турецкую систему противовоздушной обороны дальнего действия», западные компании стали привозить пакеты предложений о сотрудничестве на очень гибких условиях. Но, по моим наблюдениям, Анкара не проявила интереса к ним, поскольку как не доверяла этим предложениям, так и не могла оценить, насколько они были искренни.
Когда в связи с приобретением С-400, которое стало предметом критики и преподносится как событие, направленное на создание напряженности в отношениях Турции и НАТО, президент Эрдоган лично заявил, что подписи поставлены, это произвело эффект холодного душа на Западе. Но уже слишком поздно. В те дни, когда соглашение по ракетам достигнуто, и обсуждается финансовое измерение вопроса, от Америки также могут поступать интересные предложения. Более того, включиться в этот процесс может и американо-германский консорциум с еще более интересными предложениями. Но, судя по всему, после этого этапа никакие попытки не смогут помешать прибытию российских ракет в Турцию. При условии, что в отношениях двух стран не возникнет неожиданная проблема!