Мы долго ждали, что скажут США о приобретении ракет С-400.
Правда, то, как они отреагируют, было в общих чертах известно.
Здесь должна была быть примерно такая же реакция, какая ранее имела место в ответ на ходы Анкары, связанные с системой противовоздушной обороны.
«Мы обеспокоены, — говорили они, — и не хотим, чтобы Анкара делала это».
Так произошло и в этот раз.
Сначала выступил глава комитета начальников штабов США Данфорд (Dunford), сказав: «Покупка Турцией С-400 у России вызовет беспокойство».
Затем официальный представитель Пентагона полковник Джефф Дэвис (Jeff Davis) сделал заявление: «Наши вооружения должны обладать способностью работать во взаимодействии друг с другом».
«Мы в плане ПВО — просто голые»
В этой связи можно многое сказать, но начнем с того, что Турция срочно нуждается в укреплении своей системы противовоздушной обороны.
Это говорю не я.
Мы передаем слова наших осведомленных собеседников в Анкаре.
Например, несколько месяцев назад эта тема была затронута в ходе нашей беседы с армейским генералом, который долго пояснял, с какими рисками имеет дело Турция в сфере противовоздушной обороны.
Свое объяснение он закончил так: «Мы в плане противовоздушной обороны — просто голые».
Откройте карту, если хотите, и, начиная от наших южных соседей, например, Сирии, пройдитесь по кругу через восток, север до запада и границы с Грецией.
Перед угрозой ракетного удара, который может исходить от кого бы то ни было из них, Турция — «голая».
С того момента как в результате этих оценок военных ведомств возникло единое государственное решение, Турция стала принимать меры по укреплению, а точнее созданию системы противовоздушной обороны.
Когда западный блок не согласился на передачу технологий…
В вопросе о системе ПВО у Анкары было два основных «непременных условия».
1. Обеспечение передачи технологий систем, которые будут приобретены. Чтобы Турция могла проектировать свои баллистические ракеты.
2. Более приемлемая цена.
В ходе переговоров с европейскими и американскими компаниями возникла весьма высокая стоимость поставки ракет.
Еще важнее то, что те, кто состоит в этом блоке, никак не хотели соглашаться на передачу технологий Турции.
А тот факт, что Patriot, доставленные к южной границе Турции в период, когда война в Сирии ожесточалась, а угрозы от Дамаска в отношении Турции достигли апогея, были выведены в тот момент, когда Турция больше всего нуждалась в них, еще более усилило кризис доверия.
Логика, при которой Турция считается «филиалом», а не партнером
В основе этого подхода лежат две особенности мышления.
1. Они боятся, что в случае если с передачей технологий Турция достигнет высокого военного потенциала, отношениям зависимости придет конец. Они хотят, чтобы ситуация «абсолютной нужды» при их ограниченной военной помощи ВС Турции сохранялась.
3. Хотя на словах они называют Турцию союзником и партнером, на деле — обходятся с ней как с «сателлитом».
По выражению бывшего вице-премьера, который много лет принимал участие в заседаниях Совета национальной безопасности, они видят и хотят продолжать видеть в Турции не партнера НАТО, а «местный филиал».
С-400 — лучшие из ныне существующих систем
Как мы писали в этой колонке ранее, конкретные шаги относительно С-400 были сделаны в ходе визита президента Эрдогана 3 мая в Сочи и его переговоров с президентом России Путиным.
Но об этих шагах ни слова не было сказано.
Я говорю о той встрече, когда, помните, Путин на пресс-конференции в течение 15 минут говорил о помидорах.
В процессе переговоров с Турцией Россия принимала во внимание требования турецкой стороны.
В настоящее время С-400 — самые развитые в мире системы противовоздушной обороны.
Русские, судя по всему, согласны как продать эти ракеты дешевле, так и осуществлять совместное производство с Турцией.
По возвращении из турне по странам Персидского залива президент Эрдоган сообщил, что «переговоры по С-400 близятся к завершению», а минувшим днем на заседании парламентской группы в Великом национальном собрании Турции заявил:
«Мы сейчас сделали с Российской Федерацией необходимые шаги. Даст Бог, мы увидим ракеты С-400 в нашей стране. Мы будем также работать над их совместным производством».
Конечно, все это невозможно представить независимо от известного проекта, который США, несмотря на все отчаянные крики Анкары, реализуют в северной Сирии.