Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский рок: поэты, полные энергии и печали

Наш корреспондент в России Андрэ Баллин открыл свою любовь к России через рок-музыку. Во время исполнения на русском итальянской песни «Белла чао» («O Bella Ciao») он попал под чары рока. Мировая история.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русские женщины прекрасны, но мою первую настоящую страсть в России разжег мужчина: тогда ему было за 40, он был довольно некрасив, имел плохие зубы и хриплый от курения и алкоголя голос. И все же, когда Гарик Сукачев запел русскую версию итальянской песни «Белла чао», я попал под его чары. В тот вечер на моем первом рок-концерте в Москве он был подобен фейерверку.

Москва — Русские женщины прекрасны, но мою первую настоящую страсть в России разжег мужчина: тогда ему было за 40, он был довольно некрасив, имел плохие зубы и хриплый от курения и алкоголя голос. И все же, когда Гарик Сукачев запел русскую версию итальянской партизанской песни «Белла чао», я попал под его чары. Невысокий мужчина с серьгой в ухе и кажущейся несколько смешной стрижкой в тот вечер, 15 лет назад, «запускал фейерверк» на моем первом рок-концерте в Москве. Прекрасные мелодии наложенные на классные ритмы, а также страсть и харизма певца потрясли и зал, и меня в том числе.


Сукачев виртуозно играл с настроением публики. Во время звучания странной и сумасбродной песни «Моя бабушка курит трубку — черный-пречерный табак» толпа закипела от энергии и ненасытной жажды жизни, а парочки влюбленных уже после первых звуков флейты лирической песни «Напои меня водой твоей любви» погрузились в мечты.


Сукачев, вероятно, самый известный представитель фолк-рока в России. Он встраивает традиционные инструменты и мелодии в свои рок- и панк-песни. Его познания о традиционной народной музыке неудивительны, все-таки в детстве он учился играть на баяне, русском аккордеоне, пока не взбунтовался и не перешел на гитару. После окончания железнодорожного техникума он полностью сосредоточился на музыке и во времена перестройки со своим необычным стилем быстро стал одним из успешнейших музыкантов.


Для многих известных сегодня музыкантов в России перестройка стала отправной точкой. Цензура была не столь мощная, появлялись новые коллективы, другие смогли выйти из андеграунда. Настроение подъема помогло политически ангажированным группам «Машине времени» и «Аквариуму», которые были активны уже в 70-е, так же, как и более молодым группам «ДДТ» и «Наутилус Помпилиус». Социальные и политические послания в текстах были такими же непокорными, как и музыка, от которой у прежних функционеров волосы вставали дыбом.


Пожалуй, наиболее значимой группой того времени была группа «Кино» из тогдашнего Ленинграда (сегодня — Санкт-Петербург), собравшаяся вокруг солиста Виктора Цоя. Он добился успеха и в качестве актера в фильме «Асса». Его ранняя смерть в автомобильной катастрофе в 1990 году лишь укрепила легендарный статус группы. Песни «Звезда по имени Солнце», «Хочу перемен» или «Последний герой» стали символами времени и до сегодняшнего дня остаются классикой русского рока с неизменно высоким количеством поклонников. Стена дома в переулке московской пешеходной улицы Арбат стала местом паломничества для многих поклонников Цоя, которые оставляют на ней цитаты песен и признания в любви к музыканту.


С «Кино» русский рок стал мрачнее. Влияние «новой волны» на музыку отчетливо заметно. «Кино» немного напоминает британскую рок-группу «The Cure», но репертуар «Кино» — более политический и философский. Мрачный пафос создает не только характерный голос Цоя, но и тексты и музыка. «Печаль» — одна из известнейших песен группы «Кино», которая и текстом и мелодией выразила настроение многих людей к концу советских времен. В другой песне «Электричка» главный герой садится не на тот поезд — едва прикрытый намек на неверно выбранное страной политическое направление.


Многие рок-группы в России и сегодня вдохновляются стилем этой группы. Творчество таких известных групп, как «Алиса», «Пикник», «Пилот» или «Ю-Питер» (в которой позже оказался гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян), перекликается с «Кино», и в прошлом они уже переигрывали песни группы. На протестных мероприятиях на постсоветском пространстве «Хочу перемен» — пожалуй, наиболее часто исполняемая песня.

 

Протест совершенно другого типа выражает ска-панк-группа «Ленинград». Солист Сергей Шнуров — талантливый рокер, но, пожалуй, еще более одаренный провокатор на сцене, который обеспечивает себе попадание в газетные заголовки вульгарными выражениями, выступлениями в голом виде и потасовками в нетрезвом состоянии. О политике речь в его песнях идет редко, а вот об алкоголе и сексе — почти постоянно. И все же Шнуров иногда хорош в грандиозной сатире: песня «Патриотка» в гениально преувеличенной форме описывает часть поверхностных сторонников Путина, которые любят Олимпийские шоу, военные парады и пушки.