Процесс крушения гегемонии США прошел точку невозврата (где-то между войной в Ираке и финансовым кризисом). Экономическая, политическая архитектура, которую США создали после Второй мировой войны и которую с окончанием холодной войны они хотели сделать постоянной, преобразовав ее в империю с единым центром, рушится. По мере того как администрация США, не признавая этого факта, продолжает вести себя так, словно их статус гегемона и «незаменимой» страны не изменился, крушение порядка, который они пытаются сохранить, ускоряется.
Санкции в отношении России, одобренные в Конгрессе США на прошлой неделе, представляют собой прекрасный пример этого парадокса.
Управление?
В международных отношениях понятие «гегемония» используется относительно такого положения государства, которое дает ему возможность управлять группой государств без необходимости применения силы. Государство, находящееся в положении гегемона, удерживает эту группу государств в рамках «порядка», который, как предполагается, работает на благо всех, и обеспечивает мир внутри группы, безопасность перед угрозами извне.
Эта ситуация не ускользнула от внимания руководства Германии, которая является, пожалуй, важнейшей страной экономической и политической архитектуры, созданной США в период после Второй мировой войны. Германия начинает подниматься наряду с Россией и Китаем, и, на мой взгляд, этот подъем способен создать не менее важные последствия, чем подъем Китая, Ангела Меркель, обратившись к немецкому народу и членам ЕС, сразу сказала: «Мы больше не можем полагаться на других для обеспечения нашей безопасности, мы должны сами обеспечивать нашу безопасность». Таким образом Меркель констатировала, что между США и Германией возникла трещина в области интересов и политики безопасности.
Одиночество?
Это заявление Меркель вызвало значительный резонанс и еще более интенсифицировало споры о будущем НАТО, «западного блока», западноориентированной мировой экономики (глобализации).
В то время как американским правящим элитам следовало бы принимать меры для устранения этой трещины, новые санкции, объявленные ими в отношении России, начали углублять этот раскол.
Прежде всего основание этого решения (Россия вмешалась в наши демократические процессы — президентские выборы) перенесло административный кризис внутри страны на международный уровень в такой форме, что это способно причинить вред интересам союзников США. Санкции против России, по сути, берут на прицел газопровод «Северный поток — 2», который планируется построить между Германией и Россией, деятельность европейских компаний в России и отвечают интересам американского капитала. Когда Германия и руководство ЕС, функционирующего в значительной мере под ее гегемонией, отреагировали в духе: «Это неприемлемо, мы сами будем определять свою политику в энергетике и, если потребуется, введем ответные меры в отношении США» — это обнаружило границы амбиций и потенциала США в качестве мирового жандарма.
Кроме того, санкции расчищают путь для еще большего углубления сотрудничества России и Китая (связанные разносторонними экономическими отношениями во многих областях, прежде всего в энергетическом секторе) против международного порядка США и добавляют еще один источник напряженности в отношения США и Китая. Именно в этот момент Северная Корея проводит испытания межконтинентальной баллистической ракеты. Как видно, наряду с Китаем Россия также, несмотря на давление США, занимает сторону Северной Кореи.
Одним словом, этими санкциями США одновременно настраивают против себя Европу, Россию и Китай. Таким образом, политика под лозунгом «Америка прежде всего» приводит к возникновению «одинокой Америки». К тому же, она воодушевляет восходящие державы на проверку возможностей США и повышает вероятность того, что мир между крупными державами может стать жертвой несчастного случая.