Министр обороны Польши Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) переливается разными цветами. Он был руководителем сопротивления против коммунистической диктатуры, так как страдания ожесточили его. Его отец, которого травили секретные службы, предположительно покончил с собой. Сам он десятки раз был арестован, и молодые оппозиционеры видели в Мачеревиче своего «Гуру». Однако этот ожесточенный враг коммунизма восхищался такими военными коммунистами как Че Гевара (Che Guevara) и перуанское движение «Тупамарос».
Но самым большим парадоксом феномена Мачеревич является его отношение к России. Дело в том, что этот человек не просто министр обороны. Он является также своего рода проповедником «Смоленской догмы» — легенды о мученике, по которой погибший в авиакатастрофе президент Лех Качиньский (Lech Kaczynski), брат нынешнего национал-консервативного руководителя партии Ярослава Качиньского (Jaroslaw Kaczynski), погиб не из-за ошибки пилота, как это установили польские следователи. По версии Мачеревича, самолет президента был взорван русской бомбой. В течение многих лет министр углубляет и приукрашивает этот рассказ. Таким образом он стал хранителем печати антироссийских настроений в Польше.
Одновременно этого человека, который сегодня является министром обороны страны-члена НАТО, опутывает сеть вражеских нитей, многие из которых, похоже, ведут в Россию. В Польше СМИ делают из этой темы сенсацию. Если им верить, то сеть российского влияния вокруг министра настолько густа, что, например, журналисту Томашу Пьонтеку (Tomasz Piatek) потребовалось более 200 страниц, чтобы ее описать.
Теоретически возможны многие причины, почему секретные восточные связи могли использовать Мачеревича. Польские национальные католики, с одной стороны, рассматривают Россию как врага. С другой стороны, им близка путинская картина мира. Его антилиберальная концепция семьи, патриотизма и авторитета им понятна. Для Мачеревича было бы целесообразно привязать это течение в национал-консервативном лагере к себе.
Однако еще важнее может быть то, что министр обороны долгое время был противником ЕС. Он в течение многих лет боролся против вступления Польши в союз и еще в 2011 году сказал, что конец советского господства принес Польше только новое чужое господство, а именно — «неосоциалистического ЕС». Однако тот, кто хотел отделить Польщу от ЕС, должен был вместе с Россией привнести в игру некий противовес. Он вынужден был балансировать между враждебными мирами, поддерживать видимую кооперацию по обеим направлениям. Это была игра масок для уравновешивания противников. При этом скрытые связи с Москвой были необходимы.
Однако речь идет не только о его заместителе, но и о самом министре Мачеревиче. Дело в том, что пророссийские круги вокруг института ECAG и партия «Смена» всячески связаны с системой обороны Польши. Один из экспертов ECAG, Мариан Шолуха (Marian Szolucha), после вступления Мачеревича в должность в 2015 году стал заместителем председателя наблюдательного совета при государственном оборонном концерне PGZ. Ему пришлось покинуть этот пост, когда вскрылось его прошлое.
Также и сам министр, вероятно, был долгое время напрямую связан с людьми из руководства «Смены». Дело в том, что заместитель председателя этой партии, Конрад Рекас (Konrad Rekas), сказал в интервью этой газете, что он долгие годы сотрудничал с Мачеревичем. Однако тот это отрицает.
«Смена» рекомендует себя как «первая неамериканская партия Польши». Она выступает за то, чтобы страна имела хорошие отношения с Россией вместо того, чтобы быть «цепным псом Америки». Председателя Пискорского сфотографировали в тот момент, когда он пожимал руку предводителю донецких сепаратистов Александру Захарченко. И он был «наблюдателем» во время того инсценированного «референдума», которым Россия в 2014 году замаскировала аннексию украинского полуострова Крым. Российский новостной портал Sputnik пишет, что «Смена» является единственной партией мира в жаждущей войны Польше. Заместитель председателя, Конрад Рекас, который также многие годы является автором в ECAG, сказал в интервью этой газете, что НАТО является «самым агрессивным субъектом международной политики». Однако Россия, по его словам, является «таким государством, которому Польша нужна как сильный, мирный сосед». По его словам, на Украине нет никакой российской интервенции, а есть только «внутренний конфликт» из-за «нацистской идеологии» правительства.
Теперь этот человек утверждает, что в течение многих лет был близок к сегодняшнему министру обороны. Сам министр это отрицает. На просьбу этой газеты дать пояснение он ответил: «Ваши вопросы — это повторение неверных тезисов, манипуляций и клеветы». Возможно, говорится в одном электронном сообщении его пресс-службы, эта публикация связана с запланированной покупкой Польшей американских ЗРК «Патриот». Еще раньше министерство заявляло, что немецкая пресса затрагивает эту тему лишь потому, что эта покупка наносит вред немецкой промышленности.
По поводу активиста «Смены» Рекаса Мачеревич еще раньше сообщал, что он лишь раз бегло виделся с ним, а именно в коридоре польского парламента. А так он его вообще, мол, не знает, и возможно дело в некоторой путанице — у его покойного тренера по прыжкам в воду тоже была фамилия Рекас.
Однако живой Рекас ответил, что хотя он никогда не обучал Мачеревича прыжкам в воду, но в 2005 в 2011 годах он принимал участие в организации его предвыборной борьбы. Еще в 90-е годы он писал статьи для журнала Мачеревича «Glos». В 2005 году Рекас по его заданию участвовал в создании «Патриотического движения», тогдашней партии Мачеревича. Он готовил для него подписи и списки, и он часто посещал его в парламенте, а также в его депутатском кабинете. Мачеревич, по словам Рекаса, звонил ему огромное количество раз, иногда в пять утра. В качестве доказательства Рекас приводит показания двух других своих сторонников их тех времен, а также депутата Беаты Мазурек (Beata Mazurek), которая является сегодня пресс-секретарем фракции Качиньского в парламенте. Кроме того он уверен, что в журнале посещений парламента должны быть зафиксированы его визиты к Мачеревичу.
Парламент отказался предоставить этой газете сведения из журнала посещений. Пресс-секретарь Качиньского на вопросы не отреагировала. Однако есть одно сообщение прессы от 2005 года, по которому Рекас тогда действительно сотрудничал с партией Мацеревича. Кроме того двое единомышленников из того времени, Иоганна Шадура (Joanna Szadura) и Станислав Душак (Stanislaw Duszak), подтвердили в интервью этой газете, что присутствовали при встречах Рекаса с Мачеревичем в 2005 году — то есть при тех встречах, которых, по сообщению министерства, вообще не было. В том случае, если эти свидетели говорят правду (пока здесь показание выдвигается против показания), то министра обороны страны-члена НАТО и заклятого врага России Мачеревича с врагом НАТО и апологетом России Рекасом связывает, возможно, нечто большее, чем только встреча в коридоре. Следует отметить, что все это пока лишь предположения.
Также и в этой группе попадаются высказывания, которые могут принадлежать непосредственно российскому президенту Владимиру Путину. Так, например, Гай, в 2014 году в одной статье повторил его тезис о том, что руководители Украины все являются «фашистами». «Путин абсолютно прав», — писал Гай. «С ними надо бороться». Когда этот текст в 2016 году был опубликован, Мачеревич вынужден был сместить его с поста.
Однако есть и другие примечательные вещи в кузнице кадров NCSS. От этого института ведут связи к одной предпринимательской семье, у главы которой Роберта Шустковски (Robert Szustkowski), есть российские знакомые со всевозможными связями в военной разведке ГРУ. Так, например, NCSS арендовал бюро одной фирмы, в которой прокуристом является сын Шустковски — по данным земельного судебного реестра. Однако более важным кажется то, что нынешний шеф NCSS Яцек Котас (который одновременно с Мачеревичем был заместителем министра обороны при Качиньском), в течение многих лет был ведущим менеджером в одной фирме объединения по работе с недвижимостью «Радиус», в котором Шустковски играют центральную роль. Поэтому крупнейшая польская газета, бульварный листок «Факт» представила шефа NCSS Котаса как «российского связного» — обвинение, которое он в одном электронном послании в адрес этого издания отвергает.
О чем идет речь? Группа фирм «Радиус», в которой глава NCSS был менеджером, задает загадки. Газета Puls Biznesu назвала Роберта Шустковски старшего, человека с российскими знакомыми, одним из своих совладельцев. Автор соответствующей статьи, Эмиль Горецкий (Emil Gorecki), подтверждает в интервью этой газете, что Шустковски и один из его партнеров действительно представили ему «Радиус» как свою собственность, хотя были и другие инвесторы. Однако сам Шустковски в одном электронном письме в эту газету резко опровергал, что участвует в фирмах этого конгломерата. Но его ответ не был исчерпывающим: он писал только в настоящем времени. Когда его спросили о том, что же было до этого, он ничего не ответил.
Связи Шустковски с Москвой, напротив, бесспорны. Во-первых, он до 2016 года был дипломатическим представителем африканского государства Гамбия в России — в то время, когда тогдашний гамбийский диктатор Яйя Джамме (Yahya Jammeh) вел переговоры с Москвой о покупке оружия. Так что, пожалуй, у Шустковски в Москве были хорошие связи. В интервью этой газете он подтвердил, что в 90-е годы был представителем российского Монтаж-Спец-Банка в Варшаве, первого российского банка в Польше. Он также подтвердил, что знаком с российским олигархом Андреем Скочем, который также был связан с Монтаж-Спец-Банком. Он позже был одно время самым богатым депутатом российской Госдумы. Однако важнее то, что военно-спортивная группа фонда Скоча «Поколение» одно время открыто занималась тренировками в лагерях военной разведки ГРУ. Кроме того Скоч хвастал своей дружбой с Алишером Усмановым — российским мультимиллиардером, который связан с государственным газовым концерном Газпром и которого оппозиционный критик Алексей Навальный обвиняет в том, что он подарил премьер-министру Дмитрию Медведеву роскошную виллу под Москвой. Медведев и Усманов отрицают это. Все равно миллиардер, похоже, имеет самые хорошие контакты с российским руководством и с военной разведкой. Так, когда в 2016 году надо было назначить новое руководство ГРУ, то газета Усманова «Коммерсант» поставила на генерала Игоря Коробова. Через две недели Коробов действительно занял этот пост.
Возможные линии соприкосновения между этими московским кругами и польским конгломератом «Радиус» проходят однако не только через семейство Шустковски. Также и другой бывший менеджер «Радиуса» Войцех Курановский (Wojciech Kuranowski) раньше работал на фирмы из сферы влияния Усманова и Скоча.
Тем самым косвенные, но вполне различимые линии от сетей российских секретных служб и олигархов ведут, похоже, к польскому конгломерату недвижимости, в котором глава кузницы кадров Мачеревича NCSS долгое время был ведущим менеджером. Однако все причастные к этому делу представляют все это как бесчинство. Шустковски уверял эту газету в том, что никогда не имел ничего общего с российскими службами, а глава NCSS Котас обвиняет всех, кто назывет его «российским связником». Мачеревич тоже все отрицает. Подозрение в наличии тесных контактов его министерства к институту NCSS отрицается его пресс-службой, как и любое сотрудничество с пророссийским активистом Конрадом Рекасом.
Что из этого следует? С одной стороны, этот министр осыпает Россию обвинениями в убийствах и утверждает, что продвигает вперед интеграцию Польши в НАТО. С другой стороны, он принадлежит к тому правительству, которое интересы Москвы — сознательно или несознательно — проталкивает тем, что вбивает клинья в ЕС и, как в случае с неожиданным отказом от заявленной в 2016 году покупки европейского боевого вертолета Airbus, вредит военному сотрудничеству. Получается портрет вызывающего чувство тревоги двуликого Януса.