Уже не раз отмечавшийся громкими заявлениями и гротескными выходками президент Чечни Рамзан Кадыров неустанно усиливает свою власть. «Я сам готов сложить с себя полномочия и служить в тех структурах, которые обеспечивают безопасность этого святого для всех мусульман места. Быть добровольцем и всю оставшуюся жизнь охранять мечеть Аль-Акс», — написал он в четверг в Telegram. Единственному человеку, от которого он готов принимать приказы, то есть Владимиру Путину, было бы достаточно сказать «Езжай!», чтобы перевернуть ситуацию на Кавказе и в российской политике. Как бы то ни было, это предложение Кадырова было чисто риторическим и свидетельствует о его непоколебимой вере в собственную значимость в глазах российского лидера.
Кремль же весьма признателен ему за то, что он устранил сепаратистов и вычеркнул тем самым Чечню из списка экстренных проблем. По душе президенту России и цветастые заверения в верности со стороны вассала. Рамзан Кадыров предлагал объявить Владимира Путина пожизненным президентом и говорил, что готов умереть за него. Пусть на счет искренности подобных заявлений и возникают сомнения, глава государства все же ценит, что Чечня систематически приносит ему на выборах результат лишь немногим менее 100% (главный критерий оценки работы губернаторов).
В ответ Рамзан Кадыров получил карт-бланш в своем бастионе. «Он — единственный, кто напрямую контролирует спецслужбы (в своем регионе — прим. ред.), хотя везде они получают распоряжения с федерального уровня», — говорит Екатерина Сокирянская из НКО International Crisis Group. Окруженный собственной преторианской гвардией (от 20 000 до 30 000 человек) Кадыров даже грозил открыть огонь по любым федеральным силам, которые вступят в его вотчину. Его частые конфликты с государственными структурами (ФСБ) и предприятиями («Роснефть» и «Сбербанк») решаются напрямую в кабинете президента, поскольку он не терпит никаких посредников.
Этот особый статус подтолкнул его к тому, чтобы попытаться расширить влияние за пределы республики, устроив серьезную напряженность с соседями (Дагестан, Ингушетия, Ставропольский край). Кроме того, Кадыров ведет чуть ли не параллельную кремлевской дипломатическую линию в отношении суннитского мира, где часто бывает с поездками. Его личный фонд принимает участие в реконструкции соборной мечети Алеппо. Кроме того, он отправлял своих людей сражаться с украинцами в Донбассе и мятежниками в Сирии, восставшими против Башара Асада.
Последним инцидентом стала весенняя «очистка» Чечни от гомосексуалистов. Она подняла бурю возмущения на Западе, и Владимиру Путину пришлось выслушивать недовольную реакцию ряда правительств. Тем не менее со стороны президента России не прозвучало ни слова критики и не было видно ни единого признака раздражения, хотя у него есть право в любой момент отправить в отставку какого угодно регионального лидера.
В этой связи у некоторых наблюдателей сложилось мнение, что Владимир Путин стал «заложником» Рамзана Кадырова. «Кадыров незаменим для Кремля, потому что его легитимность не зависит от Путина, — отмечает руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров. — Кремль оказался заложником Кадырова, потому что может больше потерять, чем выиграть, если избавится от него».
Бывший олигарх Михаил Ходорковский даже сравнивает Кадырова с «големом», который может в любой момент выйти из-под контроля: «Главное, что мы теперь понимаем: в Москве, а возможно, и в других городах России, на полуофициальных условиях, с оружием и документами полицейских, со штаб-квартирой в «Президент-отеле» функционирует бандитская сеть, занимающаяся своими бандитскими делами и готовая вмешиваться в политические процессы в России самыми бандитскими методами. (…) Она обязательно будет пущена в ход в процессе смены власти в стране».