В минувшие выходные неонацисты из правоэкстремистской группировки «Северное движение сопротивления» (DNM) провели акцию в центре Кристиансанда — на пешеходной улице, прямо на глазах у детей и взрослых.
В Рюгге (Rygge) 300 полицейских были приведены в состояние повышенной готовности, чтобы встретить неонацистов во Фредрикстаде (Fredrikstad), но в итоге эта повышенная боевая готовность привела к тому, что демонстранты провели свое шествие в Кристиансанде.
Арне Сундволл (Arne Sundvoll), временно исполняющий обязанности начальника полиции в Агдере (Agder), сообщил в понедельник в беседе с TV 2, что не считает нужным критиковать себя за то, что не призвал в город полицейских, бывших наготове в Рюгге.
Накануне демонстрации стали прибывать неонацисты из Финляндии и Швеции. На КПП у Эрье (Ørje) и Свинесунда (Svinesund) в Эстфолле (Østfold) были арестованы 14 человек.
TV 2 получила информацию о том, что в демонстрации в Кристиансанде в минувшие выходные приняли участие около 70 неонацистов. Около 20 из них были норвежцы. Большинство участников акции были гражданами Швеции.
В прошлом году несколько сотен демонстрантов из DNM, крупнейшей неонацистской группировки на севере Европы, прошли маршем по Стокгольму. Эта группировка — самая организованная в Северной Европе, в ней существует строгая иерархия. Именно эта группировка вызывает наибольшую озабоченность у полиции безопасности различных стран Северной Европы в силу того, что DNM обладает потенциалом для совершения насильственных действий.
«Мы боремся за выживание народов Северной Европы и за свободу», — заявил лидер норвежской ветви организации в беседе с TV 2 в октябре 2016 года.
Осуждены за взрывы
В июле этого года три человека, связанных с DNM, были осуждены за взрывы, направленные против беженцев и группировки левой ориентации в Гётеборге.
В январе 2017 года перед приютом для беженцев была взорвана бомба, один из дворников был серьезно ранен. В том же месяце у другого приюта для беженцев бомбу обнаружил смотритель здания. А в ноябре прошлого года прогремел взрыв перед зданием, в котором находились представители левой группировки.
23-летний Виктор Мелин (Viktor Melin), возглавлявший одну из боевых групп DNM в Гётеборге, был причастен ко всем трем нападениям.
«Всемогущий Один, мы вернем себе свою страну. Евреи и мусульмане, мы, норвежцы, проснулись. И мы собираемся вернуть себе Север», — начитал Мелин на диктофон, обнаруженный полицией во время обыска.
Во время демонстрации в Стокгольме в ноябре 2016 года на нем была форменная рубашка и булавка члена организации, он нес знамя неонацистской группировки.
23-летний Мелин был приговорен Окружным судом первой инстанции Гётеборга к 8 годам и 6 месяцам тюремного заключения за покушения на убийство.
Ульф Юхансон (Ulf Jonasson), которому 51 год, был приговорен к 5 годам тюрьмы за пособничество, а 20-летний Антон Тулин (Anton Thulin) получил 1 год и 6 месяцев тюремного заключения за то, что помогал закладывать бомбу в одном из мест покушений.
Прошли военное обучение в России
Шведская прокуратура указывала на то, что Тулин и Мелин ранее прошли военную подготовку в России, в организации, которую, в свою очередь, связывают с русской неонацистской группировкой, сотрудничающей с «Северным движением сопротивления».
Когда шведская служба безопасности обыскивала жилище 23-летнего шведа, в папке они обнаружили информацию о российском оружии.
Были также найдены записи о взрывчатых веществах, средствах радиосвязи и военной аптечке. А также фотографии на паспорт для заполнения визовых анкет для поездки в Россию. Они были обнаружены в прикроватной тумбочке 23-летнего экстремиста.
В ходе допроса в марте этого года 20-летнего члена DNM спросили о поездке, которую он совершил в Санкт-Петербург осенью 2016 года.
Сначала Тулин заявлял, что проводил там отпуск, но потом ему были представлены доказательства того, что он находился там в военизированном тренировочном лагере, где его, в частности, учили обращаться с оружием.
Следователи полиции обнаружили фотодоказательства в VK, русском варианте Facebook. Вместе с 23-летним единомышленником он позировал перед камерой в боевом снаряжении и с оружием.
23-летний Мелин, кроме того, рассказывал своему работодателю, что прошел в России военную подготовку, в частности, научился обращаться с оружием, а шведская полиция безопасности SÄPO обнаружила целый ряд доказательств того, что поездка действительно имела место.
Мобильный телефон 20-летнего Тулина был даже подключен к беспроводной сети правоэкстремистской организации «Партизан», которая организовывала лагерь.
Эта ультранационалистическая военизированная группировка утверждает, что готовит русских к новой войне, написала Washington Post после посещения лагеря подготовки зимой этого года. По данным SÄPO, русские добровольцы использовали тренировочный лагерь в Санкт-Петербурге перед тем, как отправиться в зону конфликта на Донбасс.