США уже пообещали ответить на грубую пощечину Кремля, результатом чего может стать новая спираль санкций и контрсанкций, ведь ни Трамп, ни Путин не захотят прослыть слабаками.
Никогда еще в истории не происходило единовременной высылки такого большого числа дипломато, но этот шаг не следует истолковывать так, словно Владимир Путин «потерял терпение». Кремль обычно не принимает необдуманных решений, даже если последние чреваты серьезными рисками для России.
Высылкой 755 сотрудников американской дипломатической службы из России президент хочет в очередной раз показать, что не желает поддаваться чьему-либо давлению. Накануне президентских выборов (намеченных на март следующего года) Путин получил еще один инструмент для укрепления своих позиций в российском обществе. В стране, которую накрыла не виданная со времен холодной войны волна антиамериканизма, это противостояние между Москвой и Вашингтоном является для «царя» настоящим подарком.
Владимир Путин даже сделал жест «доброй воли», оставив в Москве 455 американских сотрудников и дипломатов — столько же, сколько работает в Америке их российских коллег.
Кроме того, в условиях значительного сокращения дипломатического и административного персонала российским гражданам придется еще дольше ждать американских виз: несколько месяцев, что также сыграет свою роль в усилении антиамериканских настроений в стране.
Но самым важным в этом решении Кремля является то, что Путин, кажется, потерял надежду увидеть в Трампе политика, способного участвовать в нормализации отношений между двумя странами ввиду того, что его американский коллега вовлечен в многочисленные скандалы, многие из которых связаны с так называемым российским вмешательством в избирательный процесс, якобы приведшим Дональда Трампа к власти.
Кроме того, за последним пакетом санкций, подписанным Трампом, стоит пресловутая политика США: их попытки если не вытеснить Россию с лидерских позиций на рынке природного газа в Европе, то по крайней мере серьезно их ослабить. Они явно нацелены на то, чтобы осложнить или даже предотвратить строительство газопровода «Северный поток 2», который соединит Россию и Германию через Балтийское море. Согласно проекту, две трубы этого трубопровода позволят транспортировать более 55 миллиардов кубометров топлива в год.
Таким образом, американские компании смогли бы экспортировать в Европу извлеченный из сланцев газовый конденсат. Хотя экологи утверждают, что добыча этого топлива наносит чрезвычайный вред окружающей среде, Трамп устранил для нее правовые барьеры. И в случае успеха Европа будет для Америки основным рынком сбыта. Так, маленькая Литва уже заменила российский газ американским.
Если подобного рода проект начнет пользоваться успехом, порт Синеш приобретет стратегическое значение, а строительство газопровода между Испанией и Францией позволит Европе снизить свою зависимость от российского газа и занять более выгодную позицию на деловых переговорах.
В этой борьбе Европейский союз не может быть пассивным наблюдателем, он должен попытаться воспользоваться противоречиями, существующими между Россией и Соединенными Штатами. В некоторых случаях ЕС может даже выступать посредником и улаживать проблемные отношения между Вашингтоном и Москвой. Все будет зависеть от политической смелости Брюсселя.
США пообещали ответить на грубую пощечину, которую они получили от Путина, потребовавшего высылку дипломатов. Их ответ в этой области не может быть симметричным, ведь тогда российское посольство и консульства просто-напросто останутся без сотрудников.
Однако существуют и другие ответные меры, особенно в финансовой, экономической и политической сферах, которые могут привести к спирали непредсказуемых санкций и контрсанкций, потому что ни Трамп, ни Путин не захотят прослыть слабаками.
Возможно, это похоже на сюрреалистический сценарий, но я не удивлюсь, если Путин отдаст распоряжение отозвать с Международной космической станции американских космонавтов. Потребует отправить их на Землю, разумеется, и не позволит блуждать в космическом пространстве.
Жаль только, что эта «новая холодная война» отвлекает внимание общественности и не позволяет решать международные проблемы первостепенной важности, такие как война в Сирии и на Украине, северокорейский ракетный кризис и т.д.