Парад Военно-морского флота России в Санкт-Петербурге и народные гуляния, который за ним последовали, по масштабу равны всем парадам и выступлениям авиатехники сил обороны Финляндии, всем первомайским праздникам, двум победам на Чемпионатах мира по хоккею и одной-единственной нашей победе на Евровидении вместе взятым.
Россияне любят праздники, фейерверки, сборища народа, напыщенные речи, открытые кулисы, демонстрацию военной силы и подъем патриотизма — и всего этого в Санкт-Петербурге 30 июля было предостаточно.
Тельняшка пользовалась популярностью
Многие обычные жители Санкт-Петербурга были одеты в честь праздника моряков в тельняшки с синими полосами, особенное внимание уделялось детским нарядам. Люди смотрели на проплывающие мимо военные корабли и пролетающие над головой самолеты, гордясь тем, «что Россия больше не стоит на коленях», и благодаря президенту Владимиру Путину можно продемонстрировать всему миру военную мощь страны.
Сколько денег было потрачено на парад, не сообщалось, но, похоже, затраты вовсе не волновали петербуржцев.
«Это нельзя оценить деньгами», — сказал газете Ilta-Sanomat восторженный петербуржец, представившийся Олегом.
Когда смотришь парад глазами финна, на ум приходят противоречивые мысли. Я помню, как увидела подобные толпы людей в начале 1990-х в Москве, когда народ, уставший от советской власти и бедности, вышел на улицы.
Сейчас в России много недовольных, бедных и тех, кто не доверяет власти. Однако их протест погребен под регулярными праздничными кремлевскими парадами с оркестром.
Цель Кремля — продемонстрировать, что митинги оппозиции — лишь писк комара у уха Путина, когда реальные народные массы собираются, чтобы насладиться головокружительно патриотичным военным цирком, который организует штаб Путина.
Но почему же Кремль готов тратить огромные суммы на военный парад, приостановить движение транспорта в мегаполисе на сутки и дать народу еще один лишний повод, чтобы выпить водки и шампанского?
Попытка выпустить пар?
Один из вариантов ответа заключается в том, что подобным образом Кремль пытается снизить давление, нагнетаемое постоянной пропагандой российских СМИ, которое постепенно растет в умах у людей.
Для Кремля разжигание эмоций людей при помощи «кухонных разговоров» было бы неразумным шагом. Агрессию нужно выплеснуть — например, играя мускулами на военных парадах.
Пока быть финном в Санкт-Петербурге хорошо. Каждый человек, которого я встретила в городе 30 июля, отнесся к иностранному журналисту очень дружелюбно.
Худшие предчувствия оправдываются только при более близком разговоре с этими дружелюбными людьми. Выясняется, что их нынешние взгляды на ход войны, инициаторов и виновных, хороших и плохих политиков и современную расстановку сил в мире настолько далеки от взгляда среднестатистического финна, что меня охватывает ужас.
Кремлевская пропаганда ненависти внесла большие изменения в сознание россиян. Растущая в народе агрессия и недоверие по отношению к Западу все чаще ощущаются в повседневной жизни.
В головах русских происходит сейчас нечто более пугающее, чем зафрахтованный для парада в Санкт-Петербурге военный корабль или уже отжившая свой век подводная лодка.