«Обозреватель»: Когда вы находились в США в составе украинской делегации во главе с президентом Украины, вы проводили переговоры о приходе американских портовых операторов на Украину…
Владимир Омелян: Да, это было мной озвучено. Американская сторона предложила две компании, которые могут рассматривать Украину. Сейчас мы в переговорном процессе, и я надеюсь, что он будет успешно завершен. Я бы хотел, чтобы у нас была тройка передовых стран и регионов мира — США, Китай (Hutchison Ports), арабский мир (Dubai Port (DP World).
— Что вы думаете по поводу Керченского моста? Ведь Россия собирается закрыть из-за него в августе проход в ряд украинских портов для кораблей через Керченский пролив, а затем и ограничить это движение. Как Украине выиграть в этой ситуации?
— Мы обращаемся в международные инстанции по этому поводу. Это очередное грубое нарушение международного права, законодательства Украины со стороны Российской Федерации. В связи с последними заявлениями Москвы об ограничении движения проливом, планируем усиление такой работы на международном уровне.
— Как вы относитесь к полному блокированию транспортного сообщения с оккупированными Крымом и Донбассом?
— Я сразу это поддержал, и многое было сделано тоже по нашей инициативе. В частности, по авиационному сообщению — это была наша инициатива — мы закрыли, несмотря на все рассказы и «страшилки», что все будет плохо. Мы остановили железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение с Крымом и оккупированным Донбассом. Я считаю, что нечего туда ездить. Нечего ездить в Россию, на самом деле. Кроме как навестить семью, у кого она там есть. Если мы идем в Европу — мы должны идти в Европу.
— Российские СМИ часто пишут, что украинские туристы буквально ломятся туда, в оккупированный Крым. Какова ваша информация по этому поводу?
— А какие данные по европейскому направлению? Повлияло ли ведение безвиза на прирост и спрос на путешествия в Европу?
— Это то, что мы твердим всегда — что люди будут ездить, им нужно создать для этого условия. Безвиз — это огромный шаг вперед и огромная заслуга президента Украины.
— Насколько оживился спрос и интерес?
— Я бы сказал, что в разы. 162 тысячи украинцев уже воспользовались правом безвизового въезда в ЕС. Это большая цифра. Собственно, почему мы также боремся за Ryanair — чтобы украинцы ездили не в автобусах, маршрутках или даже поездах, или собственных автомобилях, выстаивая в очередях, а имели вариант дешевого и быстрого переезда.
По нашей статистике, 70% людей воспользовались различными видами транспорта: автомобильным, автобусным, железнодорожным и лишь 30% полетели самолетом. Все остальные виды транспорта — это все равно больше 50-60, а иногда и 100 евро. Билет на самолет стоил бы 30-40 евро. С сентября можно было бы лететь в 4 направления Европы, а со следующего года еще в десятки направлений Европы из Киева. Это то, чего мы добиваемся.
Проблема глобального характера — мы теряем рабочую силу. И это должно быть тоже очень четким сигналом для правительства, мы должны менять ситуацию на Украине. Чтобы украинцы оставались на Украине и были довольны своим проживанием здесь, работой, учебой, уровнем медицины. Люди едут на заработки, в другую страну преимущественно через бедность и невозможность себя реализовать на родине. Безвиз также открывает для этого дверь. Первый раз человек может поехать посмотреть и вернуться с силами реформировать Украину. А кто-то после этого решает поехать заграницу работать.
Запрос на украинцев очень высокий — в Польше, Словакии, Румынии, странах Балтии и других. Прошли времена, когда украинцы должны были устраиваться там нелегалами. Сейчас крупные компании сами предлагают твердые контракты для квалифицированных украинцев на год, на 2, на 5, с фиксированными высокими зарплатами. Поэтому мы и теряем людей: едут же одни из лучших и одни из самых профессиональных. Так же, как лучшие погибают на фронте, так и лучшие едут в другие страны. И мы теряем эффективный человеческий капитал — это очень серьезный вызов. Если эмигрантов из Польши, Словакии, Венгрии, стран Балтии в Британию, Германию, США заменяют украинцы, то украинцев на Украине некому заменить.
(Публикуется в сокращении).