Реакция Кремля на новые санкции, которые США недавно ввели против России, вероятнее всего, будет ассиметричной.
С точки зрения России, эти новые санкции, которые были закреплены законодательно, будут действовать на протяжении длительного периода времени, поэтому у Москвы нет никаких стимулов прислушиваться к требованиям Америки. Стоит напомнить, что более ранние одобренные конгрессом пакеты санкций, такие как поправка Джексона-Вэника 1974 года, продолжали действовать даже после того, как желаемый эффект был достигнут. Поправка Джексона-Вэника формально продолжала действовать еще долгое время после распада Советского Союза, вплоть до 2012 года, когда ее место занял закон Магнитского.
Россия вряд ли сможет ответить на санкции США в экономическом смысле, но в геополитическом плане она вполне способна помешать реализации американских интересов. Более того, если США начнут поставлять оружие Украине или проведут кибератаку против российской инфраструктуры, Россия тоже сможет прибегнуть к средствам, которые сделают жизнь Вашингтона гораздо более сложной.
«В экономической сфере мы, возможно, увидим некие ограниченные контрсанкции, — сказал Джордж Биб (George Beebe), директор программ в области разведки Центра национальных интересов во время панельной дискуссии 14 августа. — Но в области разведки, я думаю, мы столкнемся с эскалацией. Мы столкнемся с эскалацией противостояния, которое идет между нашими разведывательными службами».
Такая война между разведывательными службами может поставить под удар офицеров американской разведки, действующих в России и по всему миру, как отметил Биб, который прежде был старшим аналитиком в Центральном разведывательном управлении. «Мы столкнемся не только с высылкой офицеров разведки, — сказал Биб. — Вероятнее всего, усилятся преследования. Это может быть очень серьезно, поскольку мы физически подвергаем угрозе наших людей».
Более того, если сообщения о том, что администрация Обамы распорядилась внедрить кибероружие в российскую инфраструктуру, верны, русские, скорее всего, ответят на такие действия сходными атаками против американской инфраструктуры. «Вряд ли русские будут пассивно наблюдать за происходящим со стороны, — отметил Биб. — Я считаю, что, вероятнее всего, они нанесут некий ответный удар против нашей инфраструктуры, которая, с моей точки зрения, более уязвима по сравнению с российской».
За последние несколько лет США совершили несколько серьезных дипломатических ошибок, в первую очередь на Украине. Дэниэл Расселл (Daniel Russell), президент Российско-Американского Совета делового сотрудничества и бывший высокопоставленный чиновник Госдепартамента при администрации Обамы, тоже выступил на упомянутой выше панельной дискуссии. По его словам, США не стоило уступать инициативу в украинском вопросе Франции и Германии, а необходимо было взять на себя более активную дипломатическую роль. Более того, Вашингтону следует наладить контакты с Москвой, чтобы урегулировать украинский кризис.
«Отчасти речь должна идти о более активной дипломатии, — отметил Расселл. — Некоторые из нас говорили о том, что США должны были вести себя более агрессивно и взять на себя более значимую роль в урегулировании украинского конфликта, а не соглашаться на нормандский формат, который был европейской инициативой».
Даже в нынешней тупиковой ситуации можно найти способы наладить взаимодействие с Кремлем в украинском вопросе. «Если вы посмотрите на Украину, вы увидите, что нам нужна более активная, адресная дипломатия — дипломатия высшего уровня — если мы хотим решить эту проблему», — добавил Расселл.
Но если США продолжат поднимать ставки, принимая такие решения, как решение предоставить оружие украинскому правительству, тогда Россия, вероятнее всего, постарается существенно усложнить жизнь США в других частях мира. К примеру, Россия может предоставить оружие Ирану, Северной Корее или другим режимам. «Я думаю, что с точки зрения русских, такие ответные действия будут оправданными», — сказал Биб.
В некотором смысле тупиковая ситуация с Россией превращается в «спираль эскалации», поскольку обе стороны продолжают принимать меры и контрмеры. «Я не думаю, что мы уже достигли точки невозврата, но мы уже близки к ней, — подчеркнул Биб. — Я считаю, что риски очень велики, настолько велики, что мы можем оказаться в порочном кругу, когда внутриполитические факторы в Москве и Вашингтоне заставят их принимать ответные меры, в результате чего разовьется кризис, который будет крайне сложно контролировать».
Во многих отношениях в нынешней ситуации способов наладить сотрудничество между Россией и США не так много — даже с учетом тех сфер, где их интересы совпадают. По словам Расселла, Белый дом почти полностью прекратил межправительственное взаимодействие в 2014 году, что стало мощным ударом по дипломатическому сотрудничеству между странами.
«Я думаю, что одним из негативных изменений, произошедших после 2014 года и оказавших существенное влияние на межправительственное сотрудничество, стало решение администрации Обамы прекратить работу всех групп на уровне Президентской комиссии и ежедневное взаимодействие между правительственными агентствами на политическом уровне, — сказал Расселл. — Не думаю, что восстановить эту работу будет легко».
Тем не менее, есть ряд областей, в которых Москва и Вашингтон все еще могут сотрудничать. «Существует несколько сфер, в которых интересы России и СЩА совпадают и в которых они смогут сотрудничать, — отметил Биб. — Сложность заключается в том, что политическая обстановка в обеих столицах может сделать это сотрудничество крайне проблематичным».
Таким образом, сотрудничество между Вашингтоном и Москвой все еще возможно, однако в обозримом будущем им будет крайне сложно выбраться из сложившейся тупиковой ситуации.