Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джихад расползается

До терактов 11 сентября 2001 года никто не мог предположить, что джихад достигнет таких масштабов, каких он достиг сейчас

© AP Photo / Emilio MorenattiСотрудники полиции на месте теракта в Барселоне
Сотрудники полиции на месте теракта в Барселоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До терактов 11 сентября 2001 года никто не мог предположить, что джихад достигнет сегодняшних масштабов. Однако до того переломного момента радикальный ислам уже закипал в мечетях фундаменталистского толка и в ваххабизме, финансируемом Саудовской Аравией. Этому закипанию способствовала и близорукость Запада, приветствовавшего приход талибов к власти в Афганистане.

До терактов 11 сентября 2001 года никто не мог предположить, что джихад достигнет таких масштабов, каких он достиг сейчас. Однако до того переломного момента радикальный ислам уже закипал в мечетях фундаменталистского толка, в идеологическом наследии Сейида аль-Кутба (Sayyid al Qutb), в ваххабизме, финансируемом Саудовской Аравией. Этому закипанию способствовала и близорукость Запада, приветствовавшего приход талибов к власти в Афганистане. Он закипал и вследствие нескончаемого арабо-израильского конфликта, терпимости Запада к авторитарным режимам целого ряда мусульманских стран, разбросанных от Атлантики до самого сердца Азии, прямого следствия новых форм колониализма на мировой арене. Когда США вторглись в Ирак, конфликт достиг критической массы.


Стремительное развитие «Аль-Каиды» вначале, а затем и возникновение ИГИЛ (обе террористические организации запрещены в РФ — прим.ред.) мобилизовало социальные группы, как в исламских странах, так и за их пределами. Неудача арабской весны, война в Сирии и борьба за региональную гегемонию привели к распространению идей джихада и притоку под его знамена новых бойцов.


Лозунг египетского писателя Аля Аль-Асуани (Alaa al Aswani) — «Демократия — это решение» — был отброшен, а вместо него возобладал другой: «Ислам — это решение». Все больше сторонников стала набирать идея о том, что истина заключается в возвращении к прошлому, к истокам, к дням пророка.


Упрощение наследия Корана


Жан-Пьер Филью утверждает, что джихадизм создал новую религию, которая апеллирует к Корану, превозносит вооруженную борьбу ради защиты ислама и образы мучеников. В действительности же речь идет об упрощении наследия Корана, об идеологическом алиби, одновременно упрощающем конфликт с Западом, положение мусульманских общин в европейских странах и причины социального кризиса во многих странах с преобладанием мусульманского населения. Но это упрощение обладает большой притягательной силой в странах с устоявшимися консервативными традициями, а также в маргинальных слоях общества в Европе.


Без этой силы убеждения не наблюдалось столь стремительного распространения джихада, которое мы наблюдаем в столь разных местах Европы, где при отсутствии специальной организации по подготовке терактов все крупные города являются мишенями террористов. Без войны в Сирии, без постоянного перемещения боевиков ИГИЛ также не было бы возможно столь динамичное развитие городского терроризма, который, обладая малыми средствами, способен сеять ужас и заставляет верить в непреодолимую несовместимость мусульманского мира и секуляризованного европейского общества.