Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Теперь женщины в России смогут стать военными летчицами

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛетчицы 586 истребительного авиационного полка Лиля Литвяк, Катя Буданова, Маша Кузнецова у самолета ЯК-1. 1943 год
Летчицы 586 истребительного авиационного полка Лиля Литвяк, Катя Буданова, Маша Кузнецова у самолета ЯК-1. 1943 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После развала СССР военными пилотами в России становились исключительно мужчины. Но российские военные недавно объявили о том, что теперь такую возможность получат и женщины. Они возродят гордую военную традицию: в октябре 1941 года, когда советская армия отступала под натиском нацистского блицкрига, Сталин приказал сформировать женское бомбардировочное подразделение.

Во время Второй мировой войны небольшое количество советских женщин стали легендами как летчицы, совершавшие боевые вылеты против немецких войск.


Однако после развала Советского Союза в 1991 году военными пилотами в России становились исключительно мужчины. Даже когда Соединенные Штаты, Британия и Израиль, в конечном итоге, разрешили женщинам становится летчицами истребительной авиации, препятствующий продвижению по службе «стеклянный потолок» лишал российских женщин возможности смотреть на мир через стекло кабины пилота.


Однако российские военные недавно объявили о том, что теперь женщинам будет разрешено становиться военными пилотами. «Есть огромное количество девушек, которые хотели бы стать военными летчицами», — сказал российский министр обороны Сергей Шойгу. — Мы получили сотни писем, поэтому приняли решение — в этом году мы будем набирать первую группу девушек в Краснодарское военное авиационное училище«.


Шойгу сообщил, что первая группа девушек-кадетов будет состоять всего из 15 человек. «Но с учетом того количества заявок, которые поступают в адрес (российских) Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы, поэтому с 1 октября этого года первая группа девушек приступит к обучению на военных летчиц», — добавил он.


Женщины в кабине пилота возродят гордую российскую военную традицию. В октябре 1941 года, когда советские вооруженные силы отступали под натиском безжалостного нацистского блицкрига, Сталин приказал сформировать женское бомбардировочное подразделение под командованием полковника (так в тексте — прим. пер.) Марины Расковой. К 1942 году женщины-пилоты уже начали совершать боевые вылеты и уничтожали цели за немецкой линией фронта.


Продолжительность жизни советского солдата на фронте в 1942 году была невысокой, и особенно это относилось к боевым летчикам, которые вынуждены были сражаться с более опытными немецкими пилотами, самолеты которых по своим характеристикам превосходили российские. Однако 588-ой полк ночных бомбардировщиков имел особенно сложное задание. Советские летчицы летали на самолетах Поликарпова По-2, на простых бипланах, совершивших первые полеты еще в 1928 году. До войны они использовались, в основном, как учебные, а также для внесения удобрений.


Двухместный По-2 летал со скоростью 130 километров в час, его кабина была открытой. Однако это был логичный выбор. Задача 588-го полка состояла не в том, чтобы участвовать в бомбардировках стратегического характера или выполнять непосредственную воздушную поддержку. Они должны были не давать спокойно спать немецким солдатам. Летчицы 588-го бомбардировочного полка летали на низкой высоте, на малой скорости, в темноте и сбрасывали 50-килограмовые бомбы — всего По-2 мог взять на борт всего шесть таких бомб, однако этого было достаточно для того, чтобы лишить немецких солдат сна и заставить их скрываться в убежище. Стандартная тактика состояла в том, чтобы совершать полет на высоте всего в несколько десятков метров при выключенном двигателе, и результате самолет планировал над немецкой линией фронта, сбрасывал бомбы, а затем вновь включал двигатель и возвращался на свой аэродром.


Немцы вскоре стали называть осуществлявших регулярные вторжения русских летчиц «ночными ведьмами». Немецкие наземные войска, к тому времени уже истощенные до предела в результате жестокой и безжалостной борьбы с Красной Армией, лишались сна и покоя из-за неожиданно возникавшего свиста и разрывов бомб. Однако ничего поделать с этим они не могли. Хваленые самолеты Люфтваффе, включая истребители Messerschmidt и Focke-Wulf, могли летать только в дневное время, и, кроме того, у них не было радаров. На Восточном фронте в распоряжении немцев было мало самолетов, оснащенных радарами.


Но даже если современный истребитель встречался в воздухе с казавшимся беззащитным бипланом, задача по его уничтожению была отнюдь не простой. Бипланы были намного проворнее и летали намного медленнее, чем быстрые монопланы, — немецкий Me-109 мог снизить скорость почти до 160 километров в час, и, тем не менее это было выше скорости По-2. Немцы награждали «Железным крестом» всех пилотов Люфтваффе, которым удавалось сбить хотя бы один из этих назойливых бипланов. Однако претендентов на такую награду оказалось немного.


Вместе с тем, полеты «ночных ведьм» нельзя было назвать легкой прогулкой. Немецкие летчики были хорошо подготовлены, и, кроме того, у немцев было большое количество зенитных орудий и прожекторов. Не говоря уже об опасностях полетов над восточным фронтом, где технические службы и навигационное оборудование было на примитивном уровне. Однако женщины из 588-го полка разработали свою собственную тактику. «Они летали в группе по три самолета, — подчеркивается на одном из авиационных сайтов. — Два самолета выходили вперед и умышленно привлекали к себе внимание немцев. Когда все прожекторы были направлены на них, два самолета неожиданно разделялись и разлетались в разных направлениях, пытаясь при этом за счет активного маневрирования „стряхнуть" с себя операторов прожекторов, пытавшихся следить за ними. В это время третий самолет пролетал по неосвещенному пути, созданному за счет действий двух других женщин-пилотов, и поражал цели, по сути, без какого-либо сопротивления. Затем проникший за линию фронта самолет возвращался, летчицы менялись местами, и так продолжалось до тех пор, пока они не сбрасывали весь свой бомбовый груз».


В ходе Второй мировой войны «ночные ведьмы» потеряли 30 пилотов. Пожалуй, есть достаточно оснований для того, чтобы Россия возродила эту традицию.