Многие эксперты в области безопасности ничуть не были удивлены тем, что для осуществления своих атак террористы выбрали Рамблу в Барселоне и курортный городок Камбрильс. Дело в том, что Каталония уже более десяти лет является рассадником джихадизма и салафизма, импортированных из Катара и Саудовской Аравии. Салафизм — чрезвычайно консервативная форма ислама, которая, в частности, призывает к следованию нормам шариата.
В это трудно поверить, когда попадаешь в Салоу с его длинным пляжем, гостиницами на берегу и меню в ресторанах на русском, немецком и французском.
Но именно здесь и в соседнем городке Камбрильс, где террористы осуществили свою вторую атаку в ночь на пятницу, Мохамед Атта (Mohamed Atta) встречался с Рамзи бен аль-Шибхом (Ramzi bin al-Shibh. Мохамед Атта — родившийся в Египте угонщик первого самолета, врезавшегося в здания Всемирного торгового центра в 2001-м году. Рамзи бен аль-Шибх — гражданин Йемена, который обеспечил условия для общения террористической ячейки и руководства Аль-Каиды (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.)
Встреча имела место за два месяца до того, как угонщик врезался в башни в Нью-Йорке.
«Способствовали вербовке»
Сегодня в Каталонии насчитывается около 50 мечетей, которые, по данным полиции, проповедуют салафизм. Это более половины всех мечетей подобного типа в Испании. Полиция много лет выражает озабоченность в связи с распространением мечетей салафитов.
«В регионе Таррагоны самое большое число салафитских мечетей во всей Европе», — говорит в беседе с Politico Лоренцо Видино (Lorenzo Vidino), исследователь из Университета Джорджа Вашингтона, написавший работу о салафизме в Каталонии.
Полиция полагает, что многие из этих мечетей способствовали вербовке террористов. По данным Real Instituto Elcano, примерно четверо из десяти, осужденных в Испании за планирование терактов в 2004-2012 гг., происходят из Каталонии.
Один из задержанных, якобы, регулярно приходил в мечеть в Реусе на молитву, пишет La Vanguardia.
Имам мечети неоднократно отрицал обвинения в том, что в ней проповедуют идеи радикального ислама.
«Они ничего не знают об исламе»
Утром в воскресенье вокруг мечети в промышленном районе тихо и безлюдно. Мужчина лет 70, с бородой и в тюбетейке, которую мусульмане надевают, когда молятся, подметает пол перед послеобеденной молитвой. Он рассказывает VG, что перебрался в Испанию из Марокко в 1960-е годы. В эту мечеть ходят, прежде всего, мусульмане марокканского происхождения.
«Это мирное место», — говорит он на ломаном испанском. И не хочет, чтобы его имя было напечатано в газете.
Нас приглашают на территорию мечети, постепенно сюда подтягиваются еще мужчины, некоторые — в длинном белом облачении и с длинной бородой. Мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга.
«Это скверная молодежь, которая ничего не знает об исламе. Если бы они действительно читали Коран, они бы узнали, что ислам — это то же, что и мир», — рассказывает один их пришедших, мужчина лет 40, когда его спрашивают, что он думает об испано-марокканской молодежи, которая, по мнению полиции, стоит за терактами в Барселоне и соседнем городке Камбрильс.
Разговор, однако, принимает другой оборот, когда мы спрашиваем, как он относится к тому, что мечеть, куда он ходит, по мнению полиции, способствует радикализации. Он отводит глаза и замолкает.
«Ничего не могу сказать по этому поводу», — произносит он через пару секунд. И интервью заканчивается.
Никто из собравшихся мужчин не хочет, чтобы их фотографировали. Они также не хотят называть свои имена. Один местный житель, с которым беседует VG, характеризует среду вокруг мечети как крайне закрытую.
«Они в основном варятся в собственном соку», — рассказывает он VG.
В городе с населением в примерно 100 тысяч человек проживают около 8 тысяч мусульман, пишет La Vanguardia. Мужчина лет 30, который сам является иммигрантом из Колумбии, считает, что это влечет за собой определенные проблемы.
«Проблема здесь, в Реусе, заключается в том, что многие мусульмане не интегрируются», — считает он.
Они хотят «отвоевать» Испанию
Несмотря на то, что Испания не становилась жертвой крупных террористических атак исламистов после теракта Аль-Каиды в Мадриде в 2004 году, жертвами которого стали 191 человек, страна занимает центральное место в пропаганде ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) и Аль-Каиды.
Террористическая группа называет Испанию «Аль-Андалус» (Al-Andalus), это древнее арабское название Иберийского полуострова, находившегося под мусульманским владычеством с 711 по 1492 гг. Пропаганда именует (нынешнее положение дел) как оккупацию арабской территории и считает его проявлением крайней несправедливости по отношению к мусульманам. Поэтому считается вполне естественным, что Испания должна будет войти в будущий исламский халифат.
В 2014 году ИГИЛ выпустила пропагандистский ролик, в котором испаноговорящий иностранный наемник угрожал:
«Испания — страна наших предков, и мы придем, чтобы освободить ее, с помощью Аллаха», — сообщала газета El Mundo.