Несмотря на заговор и блокаду со стороны стран «четверки» (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет — прим. ред.) в последние два месяца, можно смело говорить о том, что катарская экономика выстояла перед лицом неблаговидных поступков арабских соседей. В этих условиях газ стал главным инструментом, давшим Катару стимул для развития, а соперники упустили шанс воспользоваться этим рычагом давления.
Эксперты и аналитики подтвердили, что политика, проводимая Катаром, позволила нивелировать негативные последствия для экономики, особенно в газовой отрасли, где в последние годы страна достигла больших успехов. На рынок вышло много производителей, между которыми существует конкуренция за доступ к рынкам сбыта и распределение квот для поставок газа.
В то же время самым дешевым и безопасным видом газа считается сжиженный природный газ, и это дает Катару сравнительное преимущество.
Специалисты также отмечают, что катарский газ поставил страны «блокады» в затруднительное положение, потому что именно Катар обеспечивал их потребности в энергоресурсах. Так, ОАЭ получали около 30% необходимой энергии за счет катарского газа, поступавшего через газопровод Dolphin. В последнем квартале года поставки газа из Катара через посредников велись и в Египет.
Отмечается, что Катар считается одним из наиболее «умных» производителей газа в мире, которые сохраняют баланс на рынке, не забывая о своих интересах. Очевидно, что повышение производительности в долгосрочной перспективе укрепит позиции Катара. В своих последних заявлениях министр энергетики и промышленности доктор Мухаммед Бин Салех Ас-Сада заявил, что меры, предпринятые против Катара, доказали, что страна обладает устойчивой и диверсифицированной экономикой. По словам министра, поставки СПГ в Японию, Индию, Южную Корею и Китай составляют примерно 75% экспорта страны, и санкции никак не отразились на этих цифрах. Ас-Сада также подчеркнул, что Катар выполняет обязательства по всем договорам с партнерами и намерен сохранить существующее положение дел в газовой сфере, несмотря на неправомерные и несправедливые действия соседей.
Вместе с этим, Рида Мамун, эксперт по международной энергетике, отметил, что США увеличивают потребление сланцевого газа, а американские компании стремятся завоевать новые рынки и составить конкуренцию России в Европе, которая прежде зависела исключительно от российских поставок. Америка также готовится к новым санкциям в энергетическом секторе, которые уже утвердил Дональд Трампом. Рида Мамун также подчеркнул, что невысокая стоимость транспортировки газа в Европу подтолкнула Америку к продаже газа на этом рынке. Цена американского газа остается конкурентоспособной по сравнению с местной, даже с учетом затрат на транспортировку через Атлантический океан. Таким образом, в Европе США станут конкурентом основным поставщикам газа — Норвегии, Алжиру и Катару.
Экономический аналитик Лутфи Аль-Барики заметил, что стремясь повысить добычу газа на 30% в течение следующих пяти-семи лет, Катар предупреждает конкурентов на рынке энергоресурсов и страны Персидского Залива, участвующие в блокаде. Эта мера предотвратила попытки «стран блокады» повлиять на мировые компании, устремившиеся на катарский рынок в последние недели после заявления о производстве. Это решение также придало уверенности мировым рынкам, так как Катар остается верен своим инвестиционным проектам, и намеченные программы реализуются в плановом режиме. Также было отмечено, что благодаря оснащенности портов Катар смог продолжить экспорт СПГ.
#Cartoon#Qatar #SaudiArabia #QatarCrisis pic.twitter.com/ukNBmggbp4
— Daily Nawa-i-Waqt (@Nawaiwaqt_) 12 июня 2017 г.
Благодаря множеству факторов за Катаром сохраняется статус крупнейшего мирового производителя СПГ. Один из них — огромные запасы, объем которых достигает 900 триллионов кубометров, что составляет 20% от общемировых запасов. Второй — легкость добычи газа, а также широкая промышленная база и опыт, накопленный катарскими газовыми компаниями за последние двадцать лет.
Уровень конкуренции на рынке газа повысился вместе со стремлением некоторых стран нарастить свой потенциал в смежных с добычей газа областях как путем поиска новых сфер развития, так и модернизации портов в странах, импортирующих газ, для увеличения объема грузооборота. Этот фактор заставил некоторых производителей отказаться от осуществляемой политики и уделить больше внимания сфере, жизненно важной для сохранения своего места на мировом рынке.
В то же время Россия и Америка вступили в гонку по наращиванию уровня добычи этого сырья. Следует отметить, что в последующие годы американский сланцевый газ значительно повлияет на торговлю СПГ со странами Азии.
В докладе американского журнала Atlantic говорится, что на долю Катара приходится 25% общемирового производства гелия, который используется в качестве топлива для ракет, полупроводников, жестких дисков и аппаратов магнитно-резонансной томографии.
Согласно докладу Национального банка Катара, страна осуществляет 30,1% от общемировой доли поставок сжиженного природного газа, а за последние два месяца 70% спроса пришлось на африканские страны.
В соответствии с докладом, опубликованным компанией Shell, до 2030 мировой спрос на СПГ возрастет на 4-5% в год, в то время как в 2016 году он составил 265 миллионов тонн. Увеличение спроса ожидается на фоне повышения уровня потребления газа такими странами, как Египет, Иордания, Колумбия, Пакистан, Ямайка, Польша, а также крупными азиатскими покупателями. Количество мировых импортеров СПГ также увеличилось с десяти в 2000 году до 35 в 2016.