В декабре 2015 года главнокомандующий войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес возбужденно жестикулировал во время интервью, которое давал телеканалу NBC на борту вертолета, летевшего над южной частью Литвы. «Тысячи российских военнослужащих участвуют в учениях по обе стороны полосы Сувалки, которые уже идут полным ходом. У них есть все необходимое для того, чтобы превратить учения в боевую операцию. Именно это нас и беспокоит», — заявил он тогда.
Полоса Сувалки, о которой говорил американский генерал, представляет собой равнинный коридор длиной от силы 96 километров на границе между Литвой и Польшей, вызывающий сильное беспокойство у западных стратегов: по левую сторону находится Калининградская область, российский анклав в Балтийском море, а по правую — Белоруссия, союзник России, по крайней мере номинально. Если в этом районе произойдет вооруженный конфликт, то, по мнению военных, Россия попытается захватить этот коридор, чтобы отрезать от поставок три прибалтийские страны, входящие в НАТО. «Эту местность захватить легко. Россия обладает мощными силами, развернутыми в Калининграде. И вместе с войсками Белоруссии сможет быстро его перекрыть», — заявил недавно эксперт по российской военной проблематике Университета Кертин Алексей Муравьев в интервью News.com.au.
Поддержку со стороны моря также оказать будет нелегко, учитывая значительное российское военно-морское присутствие в порту Балтийск, в Гданьском заливе. Кроме того, в Калининградской области были развернуты ракетные комплексы «Искандер-М». Вывод очевиден: если полоса будет перекрыта, то Латвия, Литва и Эстония окажутся оставленными на произвол судьбы. В НАТО это прекрасно понимают.
Через полтора года после того полета на вертолете Black Hawk, российские войска не провели ни одной боевой операции в этом районе, но и не ушли отсюда. То же самое можно сказать и про НАТО: обе стороны постоянно проводят военные учения, развертывания и переброски войск и вооружений на северо-западной оконечности Европы, в том числе и в этом месяце. Помимо операции под названием Enhanced Forward Presence, направленной на усиление присутствия натовских войск в трех прибалтийских странах и в Польше (в том числе испанский контингент в Литве), в начале августа Соединенные Штаты провели учения, в которых участвовали 25 тысяч военнослужащих США и стран альянса. Их целью была переброска тысяч военнослужащих и сотен единиц техники через половину Восточной Европы, чтобы проверить их способность реагировать на обострение обстановки. Учитывая то, что количество американских военнослужащих на континенте составляет 30 тысяч, почти в десять раз меньше, чем во времена холодной войны, Ходжес решил сделать упор на то, что он называет «быстротой выдвижения».
60 часов, чтобы установить контроль над Балтикой
Почти в качестве ответного шага, на прошлой неделе Россия провела в Калининградской области военные учения с участием двух тысяч военнослужащих, более 20 боевых кораблей и ста военных машин. На данный момент, обстановка как будто бы не обостряется, однако НАТО с подозрением относится к учениям «Запад», которые должны пройти в сентябре в Белоруссии. В них могут принять участие до 100 тысяч российских военнослужащих.
Согласно документу Global Security, «не является необходимым, чтобы российские войска полностью заняли пространство полосы Сувалки. Вместо этого, даже прерывистый и не очень плотный ряд войск, размещенных вдоль полосы, станет препятствием для сухопутных сил прибалтийских государств, если только части НАТО не будут готовы прорвать его, обострив тем самым кризис». По сути дела, Североатлантический альянс делает все возможное, чтобы преодолеть эту уязвимость, особенно после того, как корпорация RAND, основываясь на моделировании различных вариантов боевых действий, пришла в 2016 году к выводу, что в случае войны российским войскам потребуется не более 60 часов, чтобы взять Таллин и Ригу. В начале июля США разместили в Литве ракетные комплексы Patriot в рамках проведения учений сил ПВО. Сейчас правительство Литвы настаивает на том, чтобы ракеты остались на ее территории. Вашингтон рассматривает возможность развертывания аналогичных ракет в Эстонии.