Опросы подтверждают постепенное снижение популярности единственной правящей партии в Анголе. Будущему главе государства предстоит не только восстанавливать экономику, но и сосуществовать с выходящим на пенсию президентом и его семьей, а эта задача — не из легких.
Впервые за последние 40 лет ангольцы, участвующие в сегодняшних президентских выборах, не смогут отдать свой голос за исторического лидера МПЛА (Народного движения за освобождение Анголы) Жозе Эдуарду душ Сантуша. Общие выборы, проходящие в эту среду, знаменуют собой конец целой эпохи. Правда, это вовсе не значит, что в политической жизни страны начнется новая эра. «Произойдет смена политического цикла в пределах одной и той же политической семьи», — подытожил Жоао Лоренсу (João Lourenço), бывший генерал и нынешний министр обороны, который станет главой правительства, если, как ожидается, его партия получит наибольшее количество голосов.
Хотя прогнозируемая победа МПЛА лишает всякого смысла идею «перехода власти» в Анголе, уход Жозе Эдуарду душ Сантуша с поста президента, как отмечает BBC, не перестает быть «одним из самых значительных политических событий в Анголе со времен окончания гражданской войны», которая длилась 27 лет после провозглашения независимости страны в 1975 году. То, в какой форме проходит этот процесс — мирно, в ходе многопартийных выборов и после интенсивных политических дебатов — было отмечено международной прессой как «позитивное» явление, хотя она принимала во внимание многочисленные предупреждения организаций, подобных Human Rights Watch, о разгуле цензуры и правительственных репрессиях в стране.
Нельзя не отметить контекст, в котором Жозе Эдуарду душ Сантуш уступает свое место Жоао Лоренсу: сегодня Ангола переживает период глубокого экономического кризиса, к которому привело падение цен на нефть на международных рынках. Это крайне негативно сказалось на государственных доходах и стоимости национальной валюты. В 2016 году страна (второй по величине производитель нефти на африканском континенте) вступила в период рецессии: экономика сократилась на 3,6%, инфляция подскочила до 42%, а уровень безработицы превысил 20%. Кроме того смена власти происходит в то время, когда скандалы со взяточничеством и отмыванием денег ставят под сомнение возможности, которыми располагает страна, чтобы наладить собственную экономику и преодолеть укоренившуюся коррупцию, бросающую тень на развитие Анголы.
В ходе своей кампании Лоренсу не раз говорил, что хочет «войти в историю как человек, совершивший экономическое чудо», подобно тому как Агоштинью Нету остался в ней лидером, добившимся независимости, а Жозе Эдуарду душ Сантуш — правителем, способствовавшим примирению ангольцев и восстановившим страну после кровопролитной гражданской войны. Но помимо «перерождения Анголы с экономической точки зрения» путем диверсификации экономики и привлечения инвестиций кандидат от МПЛА делал упор на прозрачности и борьбе с коррупцией. «Закон один для всех», — настаивает он, утверждая, что «правосудие настигнет каждого, кто совершит преступные деяния».
Лоренсу, ветеран МПЛА с хорошей репутацией, был выдвинут в кандидаты собственной партией, а не самим Жозе Эдуарду душ Сантушем. Как пишет Stratfor, консалтинговое агентство, специализирующееся на геостратегической информации, «политическое руководство в Анголе ставит на первое место стабильность и консенсус», вот почему отношения будущего главы правительства с президентом, находившимся у власти на протяжении последних 38 лет, во многом «будут определять правительственный курс и будущее страны».
Сантуш продолжит активную политическую жизнь, да и полностью отдавать свою власть в чужие руки он не намерен. Хотя президент и не поддался искушению «династической передачи власти», он вовсе не чужд кумовства. Сантуш позаботился о том, чтобы его семья сохранила прежнее политическое и экономическое влияние: его старшая дочь Изабел душ Сантуш (Isabel dos Santos) остается во главе Sonangol, а сын Жозе Филомену душ Сантуш (José Filomeno dos Santos) продолжит управлять суверенным фондом в размере пяти миллиардов долларов и заседать в центральном комитете МПЛА — которым его отец собирается руководить как минимум до 2018 года.
Перед тем как покинуть сцену, президент подготовил условия для своего выхода на пенсию: при поддержке парламента принял закон, согласно которому имеет право по завершении срока своих полномочий получать 90% от прежней зарплаты и пользоваться услугами телохранителей. Более того, за ним сохранится юридическая неприкосновенность. Еще один закон, принятый месяц назад, не позволяет будущему президенту в течение следующих восьми лет менять начальников полиции, разведки и вооруженных сил, которых назначил Жозе Эдуарду душ Сантуш.
Трудная задача
«Маневры», предпринятые Жозе Эдуарду душ Сантушем с целью укрепить собственные позиции и избежать ущерба интересам семьи после своего ухода с поста президента, не остались незамеченными. Так, кандидат от Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА) Исайаш Самакува (Isaías Samakuva) пообещал, что в случае победы отстранит Изабел Душ Сантуш от руководства Sonangol. Этот сценарий маловероятен, хотя аналитики и комментаторы сходятся на том, что последствия коррупционных дел (которые привели к удалению Мануэла Висенте (Manuel Vicente), наследника Жозе Эдуарду душ Сантуша и одного из его фаворитов), а также экономический кризис оказывают на МПЛА серьезное давление и предоставляют кредит доверия лидерам оппозиции.
Немногочисленные опросы подтверждают тенденцию к снижению популярности МПЛА: с 82% в 2008 году до 72% в 2012 году, а сегодня партии может быть уготован новый удар, когда этот показатель упадет до 60% (результат ниже 55% будет считаться поражением). В секторе оппозиции набирают силу УНИТА и Широкая конвергенция за спасение Анголы (CASA-CE): партия Самакувы, получившая около 20% на последних выборах, может повысить свой результат на десять пунктов, в то время как движение, основанное Абелем Чивукувуку (Abel Chivukuvuku) в 2012 году, способно совершить 20-процентный скачок.
Особенно доверять опросам не стоит, и два крупнейших оппозиционных движения по-прежнему верят в возможность того, что прогнозы не подтвердятся и они получат необходимое число голосов, чтобы сформировать парламентское большинство. В этом случае они возьмутся за конституционную реформу, чтобы, к примеру, вернуть должность премьер-министра, упраздненную в 2010 году, или установить новые условия для отстранения президента (на сегодняшний день он всегда является лидером партии, получившей большинство голосов, независимо от большинства в парламенте).
Будь то крепнущая оппозиция, либо власть, сосредоточенная в руках семьи Сантуш — но причины, по которым следующему президенту Анголы в начале своего мандата придется очень нелегко, точно найдутся. «Несколько лет назад здесь никто и подумать не смел о том, чтобы поменять президента. Правда самая большая трудность, с которой столкнется правительство после выборов, связана отнюдь не с политическими изменениями, а с реформами, необходимыми для обновления экономики, которая находится в прямой зависимости от нефти», — сказал Bloomberg экономист из Католического университета Анголы Мануэл Алвеш да Роша (Manuel Alves da Rocha).