Название статьи, конечно, нельзя абсолютизировать, но признаемся, что на самом деле большинство чехов не пита.т особых чувств к русским. Почему?
Совершим небольшой экскурс в историю. В прошлом тысячелетии страны Западной и Центральной Европы тесно сотрудничали, но и часто воевали между собой. Исконно чешские земли в этом смысле не были исключением. В определенные периоды в Чешское королевство входили земли от Балтийского моря до Адриатического. Нечто похожее было и позднее, когда крупный центральноевропейский конгломерат стран назывался Империей Габсбургов или Австро-Венгрией. Границы центральноевропейского объединения много раз менялись в зависимости от локальных военных успехов и поражений. Однако намного большее влияние оказывали браки и наследование в среде аристократических родов. Кроме того, в те времена чешские земли играли роль важного торгового перекрестка в западной части Европы.
По мере развития торговли активизировалась миграция ремесленников, строителей и людей искусства. Благодаря всему этому впоследствии, в эпоху Ренессанса, возникло огромное сообщество творческих людей. Так традиции и культуры смешивались и распространялись по всей Западной Европе. Появилось то, что сегодня принято называть западноевропейской цивилизацией. Чешские земли стали одним из важнейших центров общей западноевропейской культуры и образования.
Постепенно большая часть регионов Восточного Рима пала жертвой экспансии сарацин. Возникла острая необходимость в постоянной военной защите юго-восточных областей Европы. Там, ко всему прочему, пролегали важные торговые пути, по которым в Европу поступали ценные товары с Индийского субконтинента (и обратно). Так западноевропейская культура постепенно начала распространяться и на Балканах. В стороне от главных событий осталась часть Европы восточнее Галича, Буковины, Трансельвании и Балкан, а также северные области Скандинавии. Приблизительно в 12 веке начало складываться представление об экзотическом нестабильном княжестве на востоке Европы, о котором, помимо пары рассказов от торговцев, побывавших в Причерноморье, мало что было известно.
С течением веков русская империя набиралась сил и расширялась дальше на юг, где постепенно завладела обширными территориями с преимущественно тюркским и среднеазиатским населением, проповедующим ислам. В Европе уже были известны такие детали о России, как то, что империей правит император, которого принято называть царем, что у этой страны сильное войско, которое уже угрожает Европе, и которое завоевало восточные польские земли. Однако активная российская экспансия ложилась тяжелым грузом на государственную казну. Управление слишком обширными территориями, которые невозможно было населить этническими русскими, постоянные восстания порабощенных народов и своеволие коррумпированных наместников требовали все больших вложений в государственный аппарат и армию. А они по численности во много раз превосходили средние европейские аналоги. Не менее затратной была постоянная оборона, прежде всего, от таких же экспансивных турок. Все это ограничивало возможности для необходимых вложений в образование и развитие ремесел. Попытка Петра Великого принципиально изменить характер империи привела к тому, что на долгое время Санкт-Петербург превратился в единственный настоящий центр образования в огромном государстве. В сочетании с костным крепостным строем все это делало фактически невозможными плодотворные контакты с несравненно более развитой западной частью Европы.
Первые достойные внимания контакты между чехами и русскими относятся к середине 19 века. Первых чешских крестьян и предпринимателей в России (даже если учесть чехов в пограничной Волыни) было крайне мало. Но и они застыли в немом ужасе от отсталости и бедности неграмотного населения обнищавшей страны, которая, что парадоксально, обладала огромными природными богатствами. Позитивное в России найти было трудно. Единственным по-настоящему русским техническим изобретением, которое уже в то время проникло в Европу, был самовар. Но из-за больших культурных различий он превратился, скорее, в экзотический объект коллекционирования. В тот период культурные контакты были минимальными, а свидетельства нескольких литераторов и художников, скорее, негативными. Несмотря на это или, возможно, из-за незнания реальной ситуации, при значительном содействии царя в чешских землях начала распространяться панславянская теория. Однако при более пристальном рассмотрении было понятно, что в большей степени она имеет отношение к коммерции и политико-стратегическим интересам.
Первый на самом деле значимый контакт чехов с русскими относится к началу 20 века, когда появился так называемый Чехословацкий легион и когда преступная большевистская солдатня развязала в России гражданскую войну. Многие из относительно образованных русских интеллектуалов, в основном из аристократии, бежали из страны, найдя убежище в только что образованной Чехословакии. Рассказанное ими опять-таки не способствовало хорошей репутации России и ее граждан. Такими же неприглядными были впечатления вернувшихся из России легионеров. Таким образом, во время первой республики чехи о России были не высокого мнения. Тем не менее русской пропаганде удалось повлиять на определенную часть политически ангажированного сброда и завербовать его для деятельности, направленной против интересов Чехословакии и не совсем идеальной демократии того времени. Большинство граждан Чехословакии крайне негативно относилось к подобным усилиям.
Следующий важный этап контактов с русскими приходится на конец Второй мировой войны. В то время население на большей части территории Чехословакии воспринимало приход Красной армии как акт освобождения от нацизма. Но уже вскоре (по историческим меркам) наступило прозрение. Чехословацкие граждане, уже отчасти смирившиеся с советской оккупацией самых восточных регионов республики (Подкарпатской Руси), узнали, что вместо освобождения речь на самом деле идет о продолжении предыдущего преступного нацистского режима. Эта новая оккупация под руководством другого лидера, теперь уже московского, немного отличалась от прежней, однако приняла еще худший оборот. Принципиальная разница была только в том, что на тот момент в Европе уже воцарился мир. Не в последнюю очередь негативному отношению к Советскому Союзу и русским, как его основному народу, способствовало и то, что очень развитую в то время чехословацкую экономику насильственно приспособили к отсталой экономической советской псевдосистеме и таким образом практически разрушили.
Еще одним ударом по чешско-российским отношениям стало нападение на Чехословакию ее союзников. Войска стран Варшавского договора, на самом деле прямо координируемые Москвой, вторглись 21 августа 1968 года без предупреждения и без объявления войны на территорию одного из своих союзников — ЧССР. Это был не первый прецедент. В памяти еще было живо советское подавление народных восстаний в Берлине, в Варшаве и самого кровавого — в Будапеште. Так для большинства чехословацких граждан, многие из которых прежде были убежденными коммунистами и русофилами, русские превратились в синоним зла и самой жестокой власти. Но, как это часто бывает — не только среди чехов и словаков, более чем за 20 лет военной оккупации нашлось много предателей, которые откровенно наживались на коллаборационизме со страной-оккупантом. Несмотря на то, что никто так и не был наказан за сотрудничество с фактическим врагом, окончание оккупации многие лишились доходов, получаемых как раз благодаря коллаборационизму с советской властью. Многие из этих людей, и того стоило ожидать, так и не смирились с утратой своего исключительного положения. Эти люди будут продолжать намеренно вредить интересам чехов и всеми силами добиваться возвращения уже не советской, а российской диктатуры и порабощения чехов русскими. Мы, то есть те, кто старается сохранить свободу чешских земель, должны всеми доступными средствами мешать этим людям и постоянно указывать на риски, связанные с их подрывной деятельностью.
Цель настоящей статьи — не в том, чтобы разжечь ненависть между чехами и русскими. Напротив, я как автор хочу найти понимание и донести прежде всего до русских причину того, почему большинство чехов относится к ним скорее негативно.
Только от русских зависит улучшение их репутации среди чехов. Однако это, конечно же, не произойдет ни за одно, ни за два десятилетия, потому что чехи более чем за 40 лет натерпелись от русских слишком много обид. Их усугубил вышеописанный факт: до большевистского переворота мы почти ничего не знали о русских, а после того, как узнали, русские показали себя со слишком плохой стороны.