Торговые санкции ООН в отношении Северной Кореи могут пойти на пользу экономике Дальнего Востока России: они откроют возможности для экспорта сырья из региона, а также для поставок морепродуктов в Китай.
5 августа в ответ на запуск Пхеньяном межконтинентальных баллистических ракет Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, ужесточающую санкции против Северной Кореи.
Санкции вводят запрет на рост численности северокорейских рабочих за рубежом, создание с Пхеньяном новых совместных предприятий, а также импорт из КНДР угля, железа, свинца и морепродуктов. Все это может создать на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона дефицит предложения, который Россия готова компенсировать.
«Уголь, железо, свинец и морепродукты — практически ничего из этого Россия у Северной Кореи не покупает, поскольку у нее достаточно собственного сырья, большая часть которого идет на экспорт», — сказал в интервью Артем Лукин, доцент кафедры международных отношений в Дальневосточном федеральном Университете.
«В этом смысле санкции могут быть выгодны России. Это особенно справедливо в отношении морской продукции», — сказал он.
До недавнего времени Северная Корея была основным поставщиком рыбы и морепродуктов в Китай, который на северо-востоке располагает большим числом предприятий по переработке морепродуктов.
«Теперь эти заводы скорее всего перейдут на российских поставщиков. Таким образом, российские рыбаки на Дальнем Востоке могут рассчитывать на более высокую прибыль», — добавил Лукин.
По словам Лукина, Китай перестал покупать у Северной Кореи уголь в феврале этого года, что привело к немедленному росту цен на российский антрацит — тип каменного угля.
Санкции ООН также замораживают счета Банка внешней торговли КНДР, а северокорейским судам, нарушающим резолюции ООН, будет запрещен въезд в иностранные порты.
Самое незначительное воздействие
Эти санкции вряд ли скажутся на крошечном торговом балансе, существующем между Россией и КНДР, сказала Светлана Мищук, ученый секретарь дальневосточного кампуса Института комплексного анализа региональных проблем.
«Если рассматривать долю Северной Кореи в торговом балансе России, то по этому показателю она занимает 106-е место по состоянию на первый квартал 2017 года», — сказала она.
«По экспорту из России Северная Корея занимала 79-е место, а по объемам импорта — 134-е место. Поэтому можно сказать, что введение санкций не повлияет на региональную экономику. Могут иметь место некоторые неприятные моменты, но их значимость невелика», — сказала Мищук в интервью.
Дальнейшие санкции направлены против лиц, связанных с ракетной и ядерной программами Пхеньяна.
Северная Корея заявила, что рассматривает резолюцию ООН как нарушение своего суверенитета и оставляет за собой право «законного ответа», не уточнив, какие именно меры намерена предпринять.
По мнению Лукина из Дальневосточного федерального университета, запрет на новые совместные предприятия с Северной Кореей, а также инвестиции в расширение уже существующих вряд ли навредят России.
«В настоящее время у нас есть только одно крупное российско-северокорейское совместное предприятие RasonConTrans», — сказал Лукин.
Эта фирма была создана для контроля над строительством, а также инфраструктурными проектами в северокорейском портовом городе Расон, кроме того она отвечала за подведение к нему железнодорожной ветки Расон — Хасан.
«Однако Россия уже выделила на этот проект основную часть инвестиций, в период с 2008 по 2013 год потратив на него около 300 миллионов долларов», — сказал он.
«В резерве достаточно средств, поэтому проект вряд ли потребует новых инвестиций», — сказал Лукин, добавив, что он не осведомлен о планах России по созданию каких-либо других совместных предприятий с Северной Кореей.
Запрет государствам-членам ООН увеличивать число северокорейских рабочих означает, что на момент принятия резолюции страны могут сохранить у себя имеющееся количество таких рабочих.
Таким образом, России разрешено оставить нетронутым нынешнее число рабочих из КНДР, то есть около 32 тысяч человек, сказал Лукин.
По его мнению, в контексте текущей экономической ситуации в России страна не нуждается в том, чтобы приглашать дополнительных северокорейских рабочих.
«Спрос на северокорейцев может возрасти, если и когда российская экономика начнет демонстрировать более быстрый и усиленный рост, чего вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. В этом отношении санкции США против Северной Кореи не нанесут серьезного ущерба российской экономике», — сказал Лукин.