Бомбежка немецкого города Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года, проводившаяся самолетами Lancaster Королевских ВВС Великобритании и B-17 ВВС США представляет собой один из самых мрачных эпизодов Второй мировой войны.
Эта бомбежка, осуществленная со скрытой целью морального подавления немецкого народа, привела не только к уничтожению целого города, имевшего огромную архитектурную и художественную ценность, но и к гибели 25 тысяч граждан, не имевших никакого отношения к преступным деяниям гитлеровской верхушки.
Прибрежный немецкий город Дрезден, известный как «Флоренция на Эльбе», никак не ждал той февральской ночью такого страшного разрушения, которое обрушилось на него с неба в виде тысяч тонн бомб.
Кровь мирного населения
Бомбежка союзниками немецких городов велась непрерывно с самого начала боевых действий. То же самое проводила Германия в отношении своих противников. К 1945 году практически все немецкие города пострадали от налетов авиации противника. Особенно в северо-западной зоне, находившейся вблизи британских позиций. В 1943 году в результате налета британских ВВС на Гамбург (операция «Гоморра») погибли около 45 тысяч гражданских лиц, 37 тысяч получили ранения. Маршал Артур Харрис (Arthur Harris), командовавший воздушными ударами по Рейху с 1942 года и известный в своих кругах под прозвищем «Мясник», послал на задание 800 самолетов, которые в течение четырех ночей сбросили на жилые кварталы города 8 344 тонный зажигательных и фугасных бомб, не оставив от него камня на камне.
Как пишет Ян Кершоу в своей книге «Конец: Германия 1944-1945», бомбежки городов ежегодно нарастали по мере развития боевых действий и утрачивания Люфтваффе своей мощи в небе Европы. Таким образом, в течение тех нескольких месяцев 1945 года, когда война шла в Европе, союзные страны сбросили на Третий Рейх вдвое больше бомб (471 тысячу тонн), чем в течение всего 1943 года. Среди немецких городов, разрушенных бомбежками авиации союзников в конце войны, помимо Дрездена следует упомянуть Пфорцхайм, где погибли 17 600 человек, и Вюрцбург (Wurzburgo) с четырьмя тысячами погибших при населении 107 тысяч человек.
Истинная цель этих авиаударов по немецким городам была очевидной: добиться полной деморализации населения и остатков гитлеровских войск. Очевидно, что после провала наступления в Арденнах (16 декабря 1944 — 7 января 1945), среди немецкого населения и военнослужащих росло ощущение поражения. Положение дошло до того, что Гитлер и высшее руководство Рейха оказались не в состоянии поднять боевой дух армии и народа, осознавших неизбежность капитуляции.
В обстановке всеобщего психоза, охватившего Рейхстаг, по приговорам полевого суда было казнено немало военных, обвиненных в пораженческих настроениях. Несмотря на очевидное угнетенное состояние, в котором находилась вся гитлеровская Германия — об этом пишет Майкл Бёрли в своей книге «Третий Рейх. Новая история» — по мнению британских ВВС, тревога населения была относительной. В докладах, поступавших из частей под командованием «Мясника» Харриса, говорится об отсутствии каких-либо никаких признаков того, что мораль немцев была подавлена в результате бомбардировок. Это утверждение можно было бы рассматривать как оправдание для дальнейших систематических бомбежек немецких городов.
«Кузница Вулкана»
Несмотря на то, что главная цель авиаудара по Дрездену заключалась в том, чтобы вызвать рост пораженческих настроений среди немцев, союзникам все же необходимо было как-то оправдать эту акцию. Как указывает Энтони Бивор в своей книге «Вторая мировая война», «официальной» целью наступления было вызвать лавину беженцев, которая помешала бы перемещению немецких военнослужащих в сторону советских войск. Нечто подобное применяла Люфтваффе в Великобритании в ходе воздушных налетов 1940 года. С другой стороны, как Черчилль, так и «Мясник» хотели провести демонстрацию силы своим союзникам, советским войскам, подвергнув налетам местность, в которой боевых действий не было практически всю войну. Именно поэтому — как пишет Тами Биддл в «Rhetoric and Reality in Air Warfare» — британские и американские ВВС 1 февраля договорились включить города Берлин, Лейпциг и Дрезден в список первоочередных целей. Это наступление получила название «Операция Гром».
Этот налет привел не только к разрушению города, имевшего огромную архитектурную и художественную ценность, но и к гибели более 25 тысяч мирных граждан. И вот, 13 февраля 1945 двумя волнами к городу на Эльбе отправились 796 бомбардировщиков Королевских ВВС. Первая волна достигла цели в 22:30 и вызвала пожары в исторической части города. Вторая волна самолетов (более многочисленная) воспользовалась тем, что население посчитало налет законченным, и продолжила уничтожение города при помощи зажигательных и фугасных бомб. Постоянные бомбежки местности, расположенной на берегу Эльбы, вызвали сильнейшие ветры у самой поверхности земли, которые Бивор сравнил с «кузницей Вулкана». Затем к зловещей миссии присоединились американские B-17, которые расправились с теми, кто остался в живых. Трудно вообразить себе весь тот кошмар, который длился 40 часов. Кершоу пишет в своей книге, что «люди, укрывшиеся в импровизированных убежищах, задохнулись. Тех, кто остался на улице, поглотили языки пламени». Весь город был усеян трупами.
Когда боевые действия завершились, то, что когда-то было жемчужиной искусства и культуры, превратилось в кошмарный некрополь. На следующий день немецкое командование направило две тысячи солдат военнопленных на расчистку города после бомбежек. Согласно некоторым оценкам, более десяти тысяч трупов были похоронены в братских могилах, еще столько же были сожжены в последующие дни.
Согласно официальным данным немецких властей, в результате авианалета погибли 18 375 человек, 2 212 получили тяжелые ранения и 350 тысяч остались без крова.
Представляется крайне сложным привести точную цифру людских потерь, вызванных этим авиаударом. В качестве наиболее близкой к действительности называют 25 тысяч погибших. Всего за годы войны Германия потеряла приблизительно 500 тысяч мирных жителей. Как утверждает Бивор, железнодорожный транспорт и военные перевозки представляли собой вполне законные цели. Но в данном случае возобладало «безудержное желание полного разрушения» со стороны Харриса.
Когда о массированных воздушных ударах стало известно общественности, Черчилль (а он был прекрасно осведомлен об их подготовке и результатах) оказался перед необходимостью направить уведомление военному руководству своей страны. Британский премьер указывал в послании, что «разрушение Дрездена ставит в самой острой форме вопрос о том, каким образом союзные страны должны вести бомбежки». Руководству Королевских ВВС это заявление показалось в высшей степени лицемерным.
Есть утверждения, что министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс, узнав о бомбежках Дрездена, выступил с предложением казнить столько военнопленных, сколько погибло мирных жителей. Как утверждает Бривор, Гитлер в принципе был готов пойти на этот шаг, но призывы к благоразумию, прозвучавшие со стороны Кейтеля, Йодля, Дёница и Риббентропа, заставили его передумать.
Согласно ряду источников, по завершении войны Советский Союз хотел включить бомбежки мирного населения в список военных преступлений Нюрнбергского трибунала. Этому решительно воспротивилась Великобритания, поскольку тогда на скамью подсудимых пришлось бы отправлять высокопоставленных чинов Королевских ВВС, включая «Мясника» Харриса.
«Нам было все равно — бомбить Дрезден или Ла-Манш. Дрезден был всего лишь обычной целью, не более», — заявил один из пилотов британских ВВС по поводу своего участия в бомбежках. Это весьма созвучно тому, что говорили эсэсовцы о Холокосте, или те, кто сбросил атомные бомбы на мирное население Хиросимы и Нагасаки.
Этому нет прощения
В октябре 1992 года королева Англии Елизавета II посетила город, который ВВС ее страны разрушили до основания в 1945 году.
Ответ на этот визит, который рассматривался как извинение за совершенные бесчинства, оказался не столь теплым, как ожидали в Букингемском дворце. Ее Величество приняли достаточно сурово, а из толпы в нее даже летели яйца.