Киев — Незадолго до полуночи все вновь будет происходить типично по-украински — то, что начинается с энтузиазмом, теряет в решающий момент свою силу; люди чувствуют себя вовлеченными в происходящие события, однако они меняют свою точку зрения в последний момент и переключаются на то, что может принести пользу в их собственной жизни.
Сотни человек собрались 10 июня на Европейской площади в центре Киева перед сценой, на которой один за другим выступали звезды украинской эстрады — от бывшей победительницы конкурса песни «Евровидение» Русланы до рок-группы Kozak System. Этот концерт был организован городскими властями по случаю введения «безвиза» — так газеты называют предоставленную украинским гражданам возможность находиться без визы в течение 90 дней в странах Европейского Союза. Некоторые присутствовавшие люди размахивали флагами Европы, а группа студентов фотографировалась на фоне плаката, на котором было написано: «Вы вернули нам наши мечты!» А исполнительница народных песен Кристина Соловий особо отмечает тот потенциал, который Украина привнесла в Европу.
Однако в 23:45 все уже закончилось — знаменитости первого ряда украинской эстрадной музыки прощаются, публика устремляется к станциям метро, а на одном рекламном щите рядом со сценой начитается обратный отсчет. Когда на нем, наконец, появляются цифры 00:00, на площади уже почти никого не осталось для продолжения торжеств. Этот вечер, который накануне газеты, политики и знаменитости восхваляли и называли «историческим событием», заканчивается весьма симптоматично для современной Украины.
Всего в 300 метрах от Европейской площади, если идти вверх по улице Крещатик, еще четыре года назад десятки тысяч людей стояли на баррикадах. Протесты Евромайдана, были вызваны доведенным до кипения недовольством в отношении тогдашнего президента Виктора Януковича, а также возмущением по поводу того, что он не захотел подписывать Договор об ассоциации с Европейским Союзом.
До последнего момента Янукович пытался использовать партнерские отношения с Евросоюзом против России для того, чтобы получить возможность заключить более выгодную сделку для своей страны — или, скорее, для ее коррумпированного руководства. Евросоюз — это не базар, возмущенно говорили тогда главы государств и правительств на саммите в Вильнюсе, в литовской столице, тогда как тысячи людей на Украине скандировали лозунг: «Украина — це Европа». Сегодня литовские флаги можно увидеть среди национальных флагов Украины, строительных касок и букетов цветов, призванных напомнить о событиях на Майдане зимой 2013-2014 годов.
После вступления в силу соглашения о безвизовых поездках государственная украинская авиакомпания Ukraine International Airlines совершила два символических специальных рейса в Брюссель и в столицу Литвы Вильнюс. Это прибалтийского государство, которое после отделения от Советского Союза решительным образом повернулось в сторону Запада, а в 2004 году стало членом Евросоюза и НАТО, может послужить примером для Украины. Дело в том, что Европейский Союз сохраняет привлекательность для Украины, хотя некоторые его члены уже так не считают и больше не видят для себя никаких привлекательных вещей. Столкнувшись с (фиктивным) выбором, половина украинцев, по данным проведенных опросов, выступают за членство в Европейском Союзе. И только 14% хотят, чтобы их страна стала членом Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан.
Ура-патриотизм во многих слоях общества
Сильное национальное самосознание, сформировавшееся на отделении от теперь уже чуждого «братского государства» России, позволяет этой стране впервые обратить свой взор на Запад. В то время как националистические движения в Евросоюзе выступают, скорее, за выход из союза, как это происходит в случае с Брекситом, в случае с правопопулистскими кандидатами на всех крупных выборах, а также в случае с националистическим правительством правого толка в Венгрии, на Украине их активность приводит к противоположному результату.
Повсюду можно видеть украинские национальные цвета — светло-синий и желтый, которые призваны символизировать собой синее небо над пшеничным полем — и эти цвета присутствуют на флагах, в окраске стен домов, на цветочных клумбах, а также на предметах повседневной жизни. Многие люди пытаются теперь говорить на украинском, а не на русском языке, хотя оба эти языка в течение десятилетий сосуществовали друг с другом. А на памятнике дружбы народов России и Украины кто-то написал краской националистическое приветствие «Слава Украине!» Многие части общества охвачены ура-патриотизмом, который часто доходит до отрицания общего наследия с Россией. При этом многие не замечают, что этот ура-патриотизм принес их стране не только хорошее.
Бои на востоке Украины — «с глаз долой, из сердца вон»
После «Революции достоинства», как украинцы называют протесты на Майдане, погибли сотни людей. Бывший президент Янукович убежал в Россию, которая вскоре после этого аннексировала полуостров Крым и которая по-прежнему причастна к борьбе против украинской армии на востоке Украины, и Москва все меньше пытается это скрывать. Каждую неделю в этом конфликтном регионе погибают около десяти человек, десятки тысяч уже были стали его жертвами. На внешней стене Михайловского (Златоверхового) монастыря вывешены фотографии и короткие биографии людей. Чем ближе дата их смерти, тем короче была их жизнь — в некоторых последних материалах можно увидеть 1997 год рождения. Под мемориальной доской лежат цветы и поминальные свечи, а все прохожие замедляют здесь свои шаги и говорят тихо. Тем не менее, память о погибших вытесняется из сознания людей, жалуется один ветеран из Донбасса 1992 года рождения. «Ты видишь здесь, в Киеве, какие-нибудь признаки войны? Нет? Вот именно. С глаз долой, из сердца вон».
Война, о которой Европа временами забывает
Конфликт на востоке Украины в настоящее время является единственной войной в Европе — это война, о которой Европа временами забывает; война, с которой она не хочет иметь дело, хотя ее воздействие продолжает ощущаться. Напряженность на Украине привела к обострению отношений Европы с Россией, к санкциям, ответным санкциям, а также к двум соглашениям Минск-1 и Минск-2, которые, во многом, остаются столь же нереализованными, как и в момент их подписания.
После аннексии Крыма такие балтийские государства как Польша, Эстония, Латвия и Литва, опасаясь повторить судьбу Украины, попросили своих партнеров по Североатлантическому альянсу об усилении помощи — и добились успеха. С начала 2017 года солдаты НАТО проводят учения в целях устрашения в демонстративной близости к российским границам. Однако в случае настоящей агрессии они не смогут продержаться и трех дней, утверждают американские стратеги на основании различных проработанных сценариев.
Украина тоже хотела бы вступить в НАТО, и это желание стало официальной целью внешней политики страны на основании парламентской резолюции 6470. Требование относительно расходов на оборону в размере 2% от валового внутреннего продукта Украина уже выполняет, а проводимые реформы будут способствовать тому, что украинская армия к 2020 году будет готова к вступлению в Альянс. «Стать частью альянса, который, как НАТО, предлагает прочные гарантии безопасности, является окончательным решением «российской проблемы», — считает политолог Михаил Белесков (Mykola Bjeljeskow) из киевского Института мировой политики. Иллюзий по поводу того, что эта цель является, скорее, символичной, чем реалистичной, он не имеет. Дело в том, что страны, имеющие территориальные конфликты, не могут стать членами НАТО, и даже если в какой-то момент они будут разрешены, вступление Украины в НАТО было бы гигантской провокацией по отношению к России. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пока избегает этого вопроса и ограничивается заявлениями о солидарности. По мнению Белескова, еще более важным, все равно, являются изменения, которые вызывает новое направление. «Для того чтобы запустить процесс, укрепляющий оборонительные возможности Украины, нам нужна такого рода ясно поставленная цель», — подчеркивает Белесков.
Евросоюз для украинцев — сообщество ценностей и благополучия
Большое желание наталкивается на ограниченные реальные возможности — и речь идет в данном случае не только об оборонной политике Украины. Для многих украинцев Евросоюз является в большей степени сообществом благосостояния, а не ценностей. В общей сложности Европейский Союз предоставит Украине до 2020 года 1,8 миллиарда евро для того, чтобы превратить ее в надежного партнера.
Таким образом, в настоящее время удалось предотвратить банкротство государства, однако денег все равно мало — валовой внутренний продукт после протестов на Майдане в 2013 году сократился почти наполовину. На душу населения он составляет всего около 2 тысяч евро — это одна двадцатая от показателей Германии. В результате Украина превратилась в страну эмигрантов — размещенные в метро рекламные объявления заманивают вот такими фразами; «Работа в Польше и в Румынии, гарантированная заработная плата до 25 тысяч гривен». В пересчете это составляет 825 евро в месяц, которые там можно получить, что в восемь раз больше размера минимальной заработной платы на Украине.
А кто слишком беден для эмиграции, должен как-то приспосабливаться
Те люди, которые слишком бедны для того, чтобы уехать в Евросоюз, должны приспосабливаться — прожиточный минимум, по данным государственного статистического ведомства, составляет 50 евро в месяц, тогда как размер пенсии большинства украинских пенсионеров не превышает эту сумму. Поэтому у входа многих станций метро пожилые женщины в платках продают фрукты и овощи из своих садов и огородов. Их мужья — продолжительность жизни у мужчин на Украине на десять лет меньше, чем у женщин — по большей части уже умерли.
С другой стороны, за счет бурной истории этой страны, которая все больше становится известной в мире, появляются все новые и новые источники доходов. С чувством здорового прагматизма, которые украинцы выработали в себе в годы дефицита, большие города все больше ориентируются на туризм. Продавщицы в магазинах научились улыбаться, их английский стал намного более беглым, намного более услужливым, чем пять лет назад, а поездки на такси или посещение кафе в центре Киева в последнее время подорожали в четыре раза — по крайней мере, для иностранцев. Те люди, у которых есть квартиры и которые сдают их через портал AirBnB, могут с этими доходами неплохо жить.
«Если у человека есть какие-то способности и навыки, то он направится в другое место»
Во многих сферах экономический прогресс все еще сдерживается коррупцией, которая при Януковиче приобрела повсеместный характер. Организация Transparency International на основе индекса «чистоты» поместила эту страну на 131 место среди 176 государств — это место Украина делит, кстати, с Россией. Недавно председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал Украину продолжить борьбу с коррупцией — предпринятые в этом направлении усилия Европейский Союз уже вознаградил — в частности, отменой виз, однако они являются недостаточными. Продолжающаяся коррупция может даже свести на нет все успехи в политической области.
Для большинства граждан Украины деньги продолжают оставаться формой коммуникации, особенно в обыденной жизни — подарки должны обеспечить более качественное лечение у врача, в государственных школах и высших учебных заведениях преподаватели после уроков и лекций предлагают дополнительные платные занятия для того, чтобы таким образом получить прибавку к своей невысокой заработной плате. Большинство украинцев полагают, что в длительной перспективе ситуация на Украине улучшится только в том случае, если с коррупцией будет покончено. А что касается ближайшей перспективы, то многие идут по пути наименьшего сопротивления, чтобы обеспечить себе улучшение жизни.
Выход из ситуации бесперспективности: исследования на Западе
Плохие предпосылки для молодого поколения, представители которого хотят чего-то добиться в жизни. Часть людей еще в молодые годы готовят себя к выходу из бесперспективности, отмечает Гизела Циммерман (Gisela Zimmermann), преподаватель из Немецкой службы академических обменов (DAAD) в Киеве. На образовательных ярмарках родители часто приходят со своими детьми подросткового возраста и спрашивают, как они должны готовиться для получения образования за границей. «Интерес в отношении получения образования в Евросоюзе необычайно высок, как и разочарование, вызванное местной системой образования и рынком труда».
Типичными претендентами на участие в программах DAAD являются молодые женщины с великолепным знанием немецкого языка, которые хотели бы получить образование в области математики, информатики, естественных наук и техники (MINT-Fächer), а также в области германистики и юриспруденции. Во время обучения в Германии они активно сотрудничают с НКО, устанавливают контакты, облегчающие получение работы. Никто из них после этого уже не оборачивается назад. «Если у человека есть какие-то способности и навыки, то он, конечно же, отправится в другое место», — отмечает Циммерман.