Финский шпион в течение многих лет передавал секретную информацию Главного штаба восточному соседу. Документальный роман Мартти Бэкмана (Martti Backman) рассказывает об одном из самых знаменитых случаев шпионажа.
Хотя Вилхо Пентикайнен (Vilho Pentikäinen) был всего лишь лейтенантом, он имел доступ к секретным документам. Его шпионскую деятельность сделало возможным то, что он оставался на дежурстве, а дежурный ночью был в штабе совершенно один.
Пентикайнен был очень аккуратен. Он, например, всегда замечал, откуда он брал секретные документы, и потом точно возвращал их на место.
Вполне естественно, что Пентикайнен не работал в одиночку. В числе главных его компаньонов был один из братьев Вяхя — Эйнар Вяхя (Einar Vähä), который передавал полученные от Пентикяйнена секретные документы сотрудникам советского посольства.
Все пятеро братьев Вяхя перебежали в Советский Союз, и некоторые из них прошли обучение в школе офицеров Красной Армии. В Центральной сыскной полиции Финляндии их считали убежденными революционерами-коммунистами. Когда один из братьев, Эйнар, вернулся в Финляндию, Сыскная полиция следила за ним, но не нашла оснований для ареста.
После того, как документы фотографировали в советском посольстве, Эйнар Вяхя передавал их обратно Пентикяйнену, который раскладывал их по своим местам до наступления утра. Таким образом Пентикяйнену долгое время удавалось избежать разоблачения.
Шпионаж нанес большой ущерб
В тридцатых годах в Финляндии была раскрыта шпионская сеть, щупальцы которой тянулись до Европы и Соединенных Штатов. Писатель и журналист из Риихимяки Мартти Бэкман написал об этом документальный роман под названием «Шпионы» (Vakoojat). События в нем развиваются как в агентурном романе.
Главного героя Вилхо Пентикяйнена можно считать профессиональным финским шпионом, который работал на Советский Союз.
«Пентикяйнен причинил очень большой вред финской обороне. Примерно за десять лет он передал огромный объем информации об обороне Финляндии», — рассказывает автор документального романа «Шпионы» писатель Мартти Бэкман.
«Благодаря Пентикяйнену СССР стали известны в мельчайших подробностях практически все военные секреты Финляндии. В Красной Армии знали об укреплениях Карельского перешейка с точностью до окопа и пулеметной точки».
Шпионская информация и войны
Бэкман рассуждает, насколько информация, переданная Пентикяйненом Советскому Союзу, повлияла на начало войны.
«Пентикяйнен раскрыл Советской России информацию о военных договорах о взаимопомощи, заключенных Финляндией с соседними странами, в частности, с Эстонией. В том числе была передана информация о перекрытии Финского залива в случае начала войны и наступательных операциях в Восточной Карелии».
«На основании этой информации Советский Союз стал считать Финляндию враждебной фашистской страной. Это могло явиться серьезной причиной для начала будущих войн», — размышляет Мартти Бэкман.
Что заставляет стать шпионом?
Вилхо Пентикяйнен испытал все ужасы гражданской войны еще в возрасте 14 лет: в течение трех лет он находился в концлагере белых. Это может частично объяснить желание Пентикяйнена стать шпионом, но только частично.
В книге Бэкмана рассказывается, что Пентикяйнен был любителем женщин, которому постоянно требовались деньги. Зарплаты лейтенанта было не достаточно, но в качестве шпиона он получал огромные суммы, которые тратил на шикарные автомобили и свидания с дамами.
По информации разных источников, Пентикяйнена можно охарактеризовать как своего рода человека-нарцисса. Он был умелым манипулятором, и он регулярно бил свою жену.
Он мог действовать хладнокровно, без эмоций, бесчувственно идя к своей цели. Пентикяйнен угрожал оружием даже своему сыну. Все свои действия он совершал на трезвую голову: он вообще очень редко употреблял алкоголь.
«У Пентикяйнена наверняка было много причин предать свою родину», — считает Мартти Бэкман.
Первые годы после получения независимости были тяжелыми для Финляндии, и поэтому многие начали помогать шпионам только ради денег. Особенно если в голове была коммунистическая или левая идея.
«Помощников из высших слоев общества также влекло чувство риска. Некоторые, может быть, и верили в коммунизм».
Женщина во главе
В книге Мартти Бэкмана рассказывается о разных людях, входивших в шпионскую сеть, но одна личность выделяется особо — несмотря на то, что успела поработать в Финляндии совсем недолго.
«Шуль успешно вела шпионскую деятельность в Париже и Нью-Йорке. Она была очень привлекательной и харизматичной женщиной, которая очаровывала людей, как мужчин, так и женщин», — усмехается Бэкман.
Другая сильная женщина очаровывала интеллигенцию
Второй важной личностью повествования о шпионах является коммунистка и шпионка русского происхождения Лидия Сталь (Lydia Stahl). Она собрала вокруг себя большую группу влиятельных финских друзей.
Это были известные политики, министр Бруно Яландер (Bruno Jalander), дипломат Ээро Ярнефельт (Eero Järnefelt), деятели искусства Юхани Ахо (Juhani Aho), Эльмер Диктониус (Elmer Diktonius), Элли Томпури (Elli Tompuri) и Вяйнё Аалтонен (Wäinö Aaltonen).
Друзьями Сталь были Хелла Вуолийоки (Hella Wuolijoki), Отто Вилле Куусинен (Otto Ville Kuusinen), Джон Рид (John Reed), который написал известную книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Позже мир познакомился с фильмом о Джоне Риде «Красные», который снимался, в том числе, и в Финляндии.
«Лидия была исключительно хорошо образована и умна. Она знала несколько иностранных языков, была восхитительной дамой, которая держала салон в Финляндии», — рассказывает Бэкман.
«Салоны были типичным явлением для Финляндии того времени. У коммунистки Хеллы Вуолийоки был свой салон, и Лидия Сталь посещала его. Но у нее был и свой собственный. В этих салонах коммунисты и левые работали в полную силу».
«Так женщины заполучили представителей финской культуры и интеллигенции», — говорит Бэкман.
Бегство привело к разоблачению шпионской сети
Вилхо Пентикяйнен вряд ли понимал, какой удар он нанес советской шпионской сети, когда убежал в Советский Союз, переправившись через реку Сайян-йоки (сейчас — река Волчья). По мнению Бэкмана, Пентикяйнену не следовало убегать.
«Моя книга опровергает утверждения, что Пентикяйнен был схвачен на месте преступления. Пентикяйнен не был раскрыт до своего побега в Советский Союз в октябре 1933 года», — говорит Мартти Бэкман.
«Вероятно, Пентикяйнен решил, что его могут схватить, и запаниковал. Побег привлек внимание Центральной сыскной полиции, которая является предшественницей современной Полиции безопасности Финляндии SUPO», — рассказывает Бэкман.
Сыщики Центральной сыскной полиции хорошо поработали. Звено за звеном они раскрыли всю шпионскую сеть. Результативные допросы приводили к арестам. Последней была арестована Мария-Эмма Шуль.
В результате надворный суд города Турку приговорил пятерых участников шпионской сети к длительным срокам пребывания в исправительной тюрьме, а 19 человек получили более мягкие наказания. В отношении руководителя шпионской сети Марии-Эммы Шуль был вынесен более строгий приговор — восемь лет исправительной тюрьмы.
Директор ФБР Джон Эдгар Гувер (John Edgar Hoover) приехал в Финляндию
«Бегство Пентикяйнена и действия Центральной сыскной полиции раскрыли шпионскую сеть не только в Финляндии», — пишет Бэкман в своей книге «Шпионы».
«Была раскрыта вся советская шпионская сеть в Западной Европе и Соединенных Штатах. В результате действий Центральной сыскной полиции десятки человек были задержаны и позже осуждены как в Европе, так и в Соединенных Штатах».
«Это разоблачение привело к тому, что в Финляндию с похвалами в адрес Центральной сыскной полиции приехал директор ФБР Джон Эдгар Гувер», — со смехом рассказывает Мартти Бэкман.
Грустный конец жизни шпионов
В книге Мартти Бэкмана рассказывается о том, что после побега Вилхо Пентикяйнену в Советский Союз ему было присвоено звание майора Красной Армии, он стал членом коммунистической партии. По информации исследователя Матти Косонена (Kosonen), захваченный в Финляндии в первое лето Войны-продолжения (Советско-финская война 1941-1944 годов) десантник показал фотографию Вилхо Пентикяйнена и рассказал, что тот был его преподавателем и имеет звание майора.
Пентикяйнен женился на дочери Отто Вилле Куусинена Риикке Куусинен. Это не уберегло его в сталинском Советском Союзе, когда началась Война-продолжение.
«Против Пентикяйнена было сфабриковано обвинение, по которому он якобы был заслан в Советский Союз в качестве шпиона в 1933 году, и он был отправлен в концентрационный лагерь. Документы свидетельствуют о том, что Пентикяйнен умер от голода в сталинских лагерях в 1942 году».
Личное дело Пентикяйнена не было предоставлено исследователям, когда архивы были частично открыты в начале 1990-х годов. Вполне возможно, что сообщение о смерти было способом закончить одну историю и начать другую — под новым именем.
Судьба Марии-Эммы Шуль была такой же мрачной. Ее отправили из Финляндии в нацистскую Германию.
«После выхода книги „Шпионы" со мной связался один человек, который прошлым летом работал волонтером в архивах концлагеря Равенсбрюк. Он сообщил, что наткнулся там на документы, на которых было имя Марии Шуль. В этих документах значилось, что она была расстреляна в Освенциме в 1943 году», — рассказывает Мартти Бэкман.
В книге рассказывается и о том, что, выйдя из тюрьмы, Эйнар Вяхя прекратил заниматься политикой и тихо жил после всех войн в районе Пуйстола. Он умер в 1963 году.
Лидия Сталь вернулась в Париж еще в 20-е годы. Таким образом, ее не допрашивали, и она не была осуждена в Финляндии в связи с делом Пентикяйнена. В Париже она работала в шпионской организации и нашла для Марии-Эммы Шуль квартиру, которая использовалась для выполнения шпионских заданий. После провала шпионской сети во Франции Лидия Сталь была приговорена к четырем годам заключения. Что с ней произошло после освобождения из тюрьмы — неизвестно.