Интервью с сотрудником Торуньского университета историком Яцеком Бартызелем.
— wPolityce.pl: Президент Франции Эммануэль Макрон указал премьер-министру Польши Беате Шидло на то, что Польша изолирует себя от других стран ЕС. Он добавил, что «Варшава не сможет определять будущее Европы». Как Вы прокомментируете эти слова?
— Яцек Бартызель (Jacek Bartyzel): Это высказывание пропитано лицемерием. Польша не изолирует себя от Европы, а отстаивает свою национальную идентичность настолько, насколько это возможно в ситуации, когда нас связывает Лиссабонский договор. Вопрос в том, чем были слова Макрона: самостоятельным высказыванием президента Французской Республики или заявлением, сделанным с чужой подачи. Ангеле Меркель, судя по всему, неудобно напрямую призывать поляков к порядку, поэтому роли решили поделить. Выступить с нравоучениями и пригрозить Польше за то, что она перечит ЕС, поручили Франции, которая, как считается, традиционно поддерживала с Варшавой хорошие отношения.
— Франция усиливает свое влияние в нашей части Европы. Венгерская газета Magyar Nemzet после визита Макрона в Бухарест сообщала, что Франция поддержит стремление Румынии присоединиться к шенгенской зоне, если румыны купят французское оружие.
— Можно ли, резюмируя, сказать, что Германия использует Францию, чтобы нанести удар по Польше?
— Так это выглядит. История в каком-то смысле повторяется.