То сообщается о том, что российские военные самолеты уничтожили более 800 террористов и 13 танков. То о том, что это были 16 пикапов с тяжелыми пулеметами и два с оборонительными сооружениями, снабженными артиллерией. Уже несколько недель российское министерство обороны почти ежедневно сообщает о новых победах над бойцами террористического «Исламского государства » ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ — прим. перев.) в центральной и восточной Сирии. И сводки всегда заканчиваются указанием стратегической цели: «Сирийские правительственные войска продолжают свое решительное наступление вдоль восточного берега Евфрата на Дейр-эз-Зор, чтобы окружить город и уничтожить последний оплот террористов ИГИЛ на сирийской земле».
Стратегической целью русских в Сирии в действительности был город Ракка в северо-западном верхнем течении Евфрата. Там уже несколько месяцев идут кровавые уличные бои между курдско-арабскими силами и тысячами окруженных боевиков ИГИЛ. Эксперты считают, что престиж России сильно страдает, потому что не ее союзник Асад, а поддерживаемые США курды и умеренные повстанцы штурмуют Ракку.
Армия Башара Асада и поддерживающие ее отряды из Ирана, Афганистана, Ливана и Палестины в начале августа начали крупное наступление против сирийских боевиков ИГИЛ. При массивной поддержке российской авиации наступление продвигается успешно. Как сообщало министерство обороны в Москве, в прошлый четверг на востоке провинции Хомс были окружены крупные соединения ИГИЛ в котле в две тысячи квадратных километров.
ИГИЛ окружают
Неделю назад на востоке соседней провинции Хама удалось окружить боевиков ИГИЛ в котле в три тысячи квадратных километров. За несколько дней до этого сирийские воздушнодесантные войска заняли деревню Кадир, которая расположена всего в 120 километрах западнее давно осажденного силами ИГИЛ города Дейр-эз-Зор. Похоже, что после кровавого захвата Алеппо Россия будет поддерживать бомбардировками своих сирийских союзников до самой победы над ИГИЛ. «В Сирии нам удалось создать четыре зоны деэскалации и фактически завершить гражданскую войну», — заявил министр обороны Сергей Шойгу на прошлой неделе агентству Интерфакс. Действительно, наблюдатели в России и за рубежом подтверждают, что перемирие на западе и на северо-западе Сирии сделало возможным продвижение вперед правительственных войск на восток. Ослабление боев в зонах деэскалации позволило бросить часть сирийских войск на борьбу против ИГИЛ, пишет газета «РБК», ссылаясь на экспертов Лондонского Института стратегических исследований.
Но в действительности эти успехи еще далеко не означают уничтожения ИГИЛ или вообще мира для сирийского народа. «Гражданская война закончена, когда одна сторона побила другую в военном отношении и полностью завладела ее территорией», — говорит Александр Шумилин, директор аналитического центра ближневосточных конфликтов в Московском институте Северной Америки в интервью Frankfurter Rundschau. «Или когда обе стороны договорились о политическом решении».
Между режимом Асада и вооруженной оппозицией нет ни того, ни другого. Даже российский Генштаб насчитывает только боевиков террористических вооруженных формирований Аль-Нусра (организация. запрещенная в РФ — прим. перев.) все еще до 15 тысяч человек, а ИГИЛ — до девяти тысяч. А обозреватели предостерегают, что правительственным войскам не хватает численности и боевой мощи, чтобы в течение продолжительного времени контролировать занятые территории ИГИЛ на востоке. Даже если бы были разбиты соединения ИГИЛ, они могли бы заново сформироваться как подпольная радикально-исламистская сеть и устроить в Сирии партизанскую войну. Только в прошлую пятницу сирийский наблюдательный пункт по правам человека с офисом в британском Ковентри сообщил, что боевики ИГИЛ атаковали колонну правительственных войск в провинции Ракка и убили 34 солдата.
«Россия эту войну вела гораздо менее против ИГИЛ, чем против противников Асада», — говорит Шумилин. «И теперь ее престиж сильно страдает, потому что не ее союзник Асад, а поддерживаемые США курды и умеренные повстанцы штурмуют Ракку».
Штурм Ракки более престижен
В действительности не Дейр-эз-Зор считается стратегической целью русских, а Ракка в северо-западном верхнем течении Евфрата. Там уже в течение месяцев идут кровавые уличные бои между курдско-арабскими силами и тысячами окруженных боевиков ИГИЛ.
Но речь идет не только о распределении лавров. Также и московские эксперты указывают на то, что российско-сирийское наступление, очевидно, направлено и на Дейр-эз-Зор, чтобы взять под контроль богатые нефтью пустынные области далее на юг от курдского альянса. «В вопросе о том, кто имеет право претендовать на сырьевые богатства на востоке Сирии, могут возникнуть разногласия между победителями», — опасается московский политолог Ашдар Куртов. " И новая эскалация конфликта". Похоже, что война в Сирии еще далеко не закончилась.