Недавнее исследование, проведенное Норвежским институтом внешней политики (NUPI), показывает, что при выборе партии каждый третий избиратель учитывает внешнюю политику. Но в ходе избирательной кампании для тех, кто хочет больше узнать о том, чего политики хотят от норвежской внешней политики, сенсаций немного.
Ежегодно в проектах в рамках Баренцева региона участвуют около 35 000 человек по обе стороны норвежско-российской границы. То, что мы ездим в гости друг к другу, говорим друг с другом и больше узнаем друг о друге, — важный мирный проект, от которого в выигрыше все. В частности, Норвегия получает очень хороший опыт и знания, связанные с Россией.
Может ли Норвегия использовать свои хорошие отношения с Россией для того, чтобы играть более важную роль на международной арене?
США переживают изменения
Нам может нравиться или не нравиться нынешний американский президент, но действительность такова, что США — наш ближайший и важнейший союзник. Всему миру сейчас непросто с США, которые стали более непредсказуемыми. То, что около 700 американских дипломатов должны покинуть Россию, — результат того, как США предпочли относиться к Москве.
Сокращение числа дипломатов приводит к тому, что самая большая сверхдержава мира начинает хуже разбираться в каких-то вопросах. Когда знаний становится меньше, мир становится более непредсказуемым. Это увеличивает риск напряженности, конфликтов и войн. Наш, вероятно, важнейший союзник изменился: из надежного старшего брата он превратился в большую страну, ход мыслей которой мы не совсем понимаем. США в международной политике всегда были сверхдержавой.
И когда они дают понять, что больше не хотят ею быть, меняется вся мировая политика. На арене появляются другие.
Эрна (Сульберг, премьер-министр — прим.ред.) и Бёрге (Бренде, министр иностранных дел — прим.ред.) подружились с китайцами. Сейчас идет обмен делегациями, подписываются многочисленные торговые соглашения. О правах человека говорится мало. Китайцы вообще не особо склонны говорить о правах человека.
«Volvo» cтала китайской уже давно. Германия, Франция и Италия сейчас вместе пытаются заставить ЕС притормозить разные китайские приобретения, которые, по их мнению, могут иметь политические мотивы.
Россия подписала ряд соглашений с Китаем, и это никого особенно не удивляет. Новое — то, что русские и китайцы сейчас совместно проводят военные учения.
Совершенно естественно, что Китай стремится к большему влиянию в мировой политике в ситуации, когда США, похоже, «сдают назад», но это не является актуальной темой в норвежской избирательной кампании.
Добрососедство как статья экспорта
У Норвегии и России добрососедские отношения — несмотря на санкции. Политики, ученые, деятели искусства, студенты и прочие со всего мира едут в Северную Норвегию, потому что им кажется очень интересным то, что Норвегия и Россия активно ведут региональное сотрудничество несмотря на границы на севере.
Во время конференции в Архангельске в марте президент России, выступая перед министрами иностранных дел стран Северной Европы, послом США и большой делегацией из Китая, привел норвежско-российский договор о разграничительной линии от 2010 года в качестве примера позитивного международного сотрудничества. Почему?
Скорее всего, это означает, что у Норвегии есть прекрасная возможность действовать, это касается диалога и возможных договоров с Россией в будущем. Подобная возможность действовать — это инструмент, который Норвегия может использовать для того, чтобы способствовать тому, чтобы Россия, США, Китай и ЕС начали больше разговаривать друг с другом о больших задачах, стоящих перед миром. Норвегия может оказать влияние на диалог о санкциях и ставшем более прохладном климате. Потому что кто-то же должен говорить о сложных проблемах, чтобы их решать.
На севере норвежцы и русские говорят друг с другом ежедневно. В ситуации, когда США лишились 700 экспертов по России, норвежское знание непростого соседа должно быть особенно востребовано.
Добрососедство на севере создает основу для более активного диалога, в том числе и о более масштабных и глобальных проблемах. Для нас разговаривать с Европой, США, Россией и Китаем естественно. Когда мы говорим со всеми действующими лицами, Норвегия получает больше возможностей действовать.
И тогда Норвегия сможет играть более определенную роль на международной арене.
Ларс Георг Фордал — глава Баренцева секретариата