Если начнется война на Корейском полуострове, то как Соединенные Штаты отреагируют на удар с применением тактического ядерного оружия, нанесенный не по крупным населенным пунктам?
У аналитиков нет единого мнения на сей счет, но большинство из них считает, что если КНДР переступит через ядерный порог, единственно возможный ответ на такие действия будет ядерным.
«Когда противник применяет ядерное оружие — неважно, по какой причине — он переступает через ядерный порог и навлекает на себя ответный ядерный удар», — рассказал The National Interest президент фонда Ploughshares Джозеф Cиринcионе (Joseph Cirincione).
«Американское военное командование не будет говорить: „Ах, это всего лишь воздушный взрыв, и мы должны ответить так же, и не более того". Оно ответит сокрушительным и ошеломляющим ядерным контрударом. И наше ядерное оружие, а также системы управления предназначены для действий в условиях ядерной войны, а не просто какого-то ничтожного взрыва с электромагнитным импульсом».
Генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула (David Deptula), в прошлом возглавлявший разведку ВВС, а ныне работающий руководителем исследовательского Института Митчелла (Mitchell Institute), согласен с Cиринcионе. «Ядерное оружие есть ядерное оружие… И никто не будет смотреть, тактическое оно или нет, — сказал он The National Interest. — Термины „тактическое" и „стратегическое" говорят о последствиях или о степени поражения. Здесь не идет речи о таких материальных вещах как самолеты или оружие».
У Соединенных Штатов есть возможности ответить на применение ядерного оружия на поле боя. Для этого предназначена термоядерная неуправляемая бомба В61 с переменным уровнем мощности заряда, которую можно регулировать в зависимости от обстоятельств — от 0,3 килотонны до 340 килотонн. Эту бомбу может доставлять к цели большинство американских истребителей, в том числе, F-16C, F-15E. Со временем это сможет делать и истребитель-невидимка F-35.
«Я исхожу из того, что американский ответ на любое применение ядерного оружия будет ядерным, но решение будет принимать президент», — рассказал The National Interest редактор журнала The Nonproliferation Review и старший научный сотрудник Центра изучения проблем нераспространения им. Джеймса Мартина (James Martin Center for Nonproliferation Studies) Джошуа Поллак (Joshua H. Pollack).
«Подразделение на стратегическое/тактическое оружие мало что значит. Об этом свидетельствует то, что и стратегические бомбардировщики, и базирующиеся в Европе тактические „самолеты двойного назначения" могут нести на борту одну и ту же бомбу В61. Это оружие „регулируемой мощности заряда", которая может быть либо большой, либо маленькой, менее килотонны, с большим количеством дискретных значений. Поэтому, когда кто-то начинает утверждать, что у нас нет тактического ядерного оружия, к этому надо относиться с большим сомнением».
Старший научный сотрудник фонда Heritage Томас Каллендер (Thomas Callender), занимающийся оборонными программами, скептически относится к тому, что Соединенные Штаты применят ядерное оружие в ответ на тактический ядерный удар Северной Кореи.
«Будет интересно посмотреть, как США ответят на электромагнитный импульс воздушного взрыва или на тактический ядерный удар. Вряд ли они применят стратегическое ядерное оружие… У нас в настоящее время нет тактического ядерного оружия, которое еще называют оружием поля боя», — написал Каллендер в письме в редакцию The National Interest.
«Мне кажется, что США все же будет очень трудно принять решение о применении В61. Если у американских военных будут какие-то возможности для поражения северокорейских целей неядерными средствами в целях нейтрализации их ядерного потенциала, то применение таких средств более вероятно».
Трудно сказать, кто из них прав, но ядерное оружие обладает исключительной разрушительной силой. Будем надеяться, что трезвые головы возобладают, и нам не удастся это выяснить никогда.
Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.