29 сентября, ровно через пять дней после поражения SPD (СДПГ) на предстоящих парламентских выборах, самый популярный из ныне живущих социал-демократов экс-канцлер Германии Герхард Шредер станет главой крупнейшей российской углеводородной компании Роснефть. На прошлой неделе об этом официально заявило правительство РФ, основной акционер компании. Бывший канцлер Германии заменит на посту главы совета директоров Роснефти помощника президента РФ Белоусова.
Интрига с кооптацией Шредера в руководство Роснефти накануне выборов в Бундестаг бушует уже несколько недель. Даже канцлер Меркель, довольно выдержанная обычно по отношению к своему предшественнику, не удержалась и осудила решение Шредера принять пост независимого директора Роснефти.
Но оказалось, что предыдущее предложение — лишь пробный шар. Шредер давно принял гораздо более щедрый подарок Кремля. Формально он становится в конце сентября главой одной из крупнейших нефтяных компаний мира и потенциально российской компании номер один.
Дело в том, что Роснефть давно претендует на позиции «Газпрома» в Европе: нефть и газ — неразлучные соседи. Роснефть по итогам 2016 года обогнала НОВАТЭК по уровню добычи газа, выйдя на второе место в РФ после Газпрома. В прошлом году компания добыла, как сообщается в ее официальном отчете, 67 миллиардов куб. м газа, что на 7% больше, чем в 2015 году. Планы Роснефти амбициозны — добывать к 2020 году 100 миллиардов куб. м газа.
Не так давно стало известно, что главный исполнительный директор Роснефти Игорь Сечин ведет переговоры с BP о заключении долгосрочного контракта на поставки газа Роснефти на экспорт через Германию. Об этом он рассказал в письме президенту Владимиру Путину. Попутно Игорь Сечин попросил Путина поручить Минэнерго РФ «ускорить проработку организации поставок газа Роснефти через Газпром экспорт и рекомендовать Газпрому в сжатые сроки обеспечить заключение агентского договора».
Как и следовало ожидать, Газпром это поручение талантливо замотал.
И видать, сейчас, накануне выборов Владимира Путина в президенты РФ, для Роснефти открылось уникальное окно возможностей. Ведь для знающих людей давно не секрет: экс-канцлер Шредер — это дверь в российскую европейскую газовую трубу. И только в такой роли он и нужен Сечину, исчерпавшему нефтяной путь экспансии для своей компании. Роснефть во главе со Шредером (а де-факто с Сечиным) должна стать новым углеводородным королем России.
Вероятно, ради такой сверкающей вершины не жалко пожертвовать и дальним союзником — немецкими социал-демократами. Тем более что и без «продажи Шредера» их шансы войти в правительственную коалицию с партией Меркель на достойных условиях были не очень велики.