Недавно 86-летний Михаил Горбачев дал интервью немецкому журналу Spiegel, в котором описал последние дни Советского Союза, свои ошибки в решении проблем с Коммунистической партией, а также о попытке путча. Он описал коммунистов как сборище безумцев, Ельцина — как человека, охваченного жаждой власти и славы, себя — как уставшего человека с ограниченными возможностями, а Путина — как политика, который ведет страну в прошлое. Все это уже знакомые утверждения и воззрения последнего Генерального секретаря СССР, великой державы, которая пережила свои последние мгновения во время государственного переворота в августе 1991 года, но на бумаге еще оставалась государством до декабря того же года.
Сегодня о тех днях известно намного больше, чем мир знал о происходящем в то время. Известно, кто принимал решения, какими они были, и какие решения не были реализованы. Августовские события были драматичными, и никто на Западе их не ожидал, хотя и царило ощущение, что происходит нечто значительное. После того как стало понятно, что Советский Союз распадается на составные части, советское правительство решило взять под контроль советского президента и Генерального секретаря Горбачева. Попытку государственного переворота совершили консервативные члены Коммунистической партии, противники горбачевской программы реформ и идеи о создании нового союза, в рамках которого многие полномочия перешли бы от центральной власти к республикам.
Только придя к власти, Горбачев выдвинул программу амбициозных реформ, известную двумя принципами — перестройка и гласность. В 1985 году эти инициативы очень обеспокоили советскую номенклатуру, да и сам Горбачев предчувствовал, что эти свободы усилят националистические настроения нерусских народов. Особенно сильно националистический пожар разгорелся в 1991 году, когда СССР пребывал в глубоком экономическом и политическом кризисе. К тому времени Эстония, Латвия, Литва, Армения и Грузия уже провозгласили независимость от Советского Союза. В январе 1991 года советские войска силой пытались вернуть Литву и Латвию, но безуспешно. В Нагорном Карабахе и в Южной Осетии происходили вооруженные столкновения.
Россия провозгласила независимость 12 июня 1990 года и начала ограниченно применять советские законы, в особенности касающиеся экономики и финансов, на своей территории. Верховный Совет Российской Социалистической Федеративной Республики принял законы, противоречащие советским. На референдуме 17 марта 1991, который бойкотировали страны Прибалтики, Армения, Грузия и Молдова, большинство граждан остальных республик выразило желание сохранить обновленный Союз. Восемь из девяти республик (Украина выступила против) приняли решение подписать договор о новом союзе, по которому Советский Союз превратился бы в федерацию независимых республик с единым президентом, внешней политикой и армией. Этот договор собирались подписать 20 августа 1991 года, и его подписантами стали бы Россия, Казахстан и Узбекистан.
Попыткой государственного переворота руководил глава КГБ Владимир Крючков, к которому присоединился министр обороны Дмитрий Язов, министр внутренних дел Борис Пуго, премьер-министр Валентин Павлов, вице-президент Геннадий Янаев, заместитель председателя Совета обороны СССР Олег Бакланов, руководитель аппарата Горбачева Валерий Болдин и секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Олег Шенин. Они потребовали от Горбачева и президента России Бориса Ельцина ввести военное положение и вернуться к прежним законам. На протяжении некоторого времени Горбачев и Ельцин были заблокированы.
Путч начался с объявления чрезвычайного положения в СМИ, и в Москву вошли танки, которые окружили Белый дом (советский парламент). С 19 по 21 августа велись судьбоносные переговоры и предпринимались попытки атаковать парламент. Известные кадры обстрела Белого дома и Ельцина на танке, который призывал армию встать на его сторону, отражают ключевые моменты XX века. Заговорщики были арестованы, а Ельцин получил полномочия назначать глав исполнительной власти регионов. 24 августа Горбачев подал в отставку с поста Генерального секретаря. До 29 августа его заменил Владимир Ивашко. В тот день Верховный Совет приостановил деятельность Коммунистической партии на территории всего СССР. Потом Ельцин изъял весь коммунистический архив и имущество, а также указом запретил деятельность Партии на территории России и закрыл здание Центрального Комитета.
В последующие несколько месяцев были перераспределены полномочия и созданы новые институты. До декабря только Россия, Казахстан и Узбекистан не провозгласили свою независимость. В том же месяце семь республик (Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Таджикистан) приступили к созданию Союза Суверенных Государств, но эта идея так и не получила реального воплощения. Вместо этого, все перечисленные государства вошли в Содружество Независимых Государств (СНГ), создание которого восьмого декабря в Минске закрепили своими подписями Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич. Таким образом, Советский Союз, основанный в 1922 году, прекратил свое существование. 24 декабря Российская Федерация сообщила ООН, что является правопреемницей Советского Союза, и заняла его место в Совете Безопасности.
Путин часто называет те события катастрофой. Он мечтает о возвращении не коммунистического Советского Союза, а сильного и упорядоченного государства. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались переходные поиски новых форм устройства, от авторитаризма до демократии, причем они осложнялись региональными, национальными и культурными особенностями бывших республик. Создание новых национальных государств на основе полуфедеральных советских республик отягощалось процессом установления границ, формирования нации и новой политической идентичности.
Многим государством пришлось ответить на вопрос, кто теперь является гражданином, а кто — иностранцем. Другие были вынуждены доказывать, что их границы, когда-то утвержденные советскими комиссарами и просуществовавшие десятилетия, реальны, и что есть доминантные группы, которые будут титульными в новом государстве, в котором также зачастую проживали многочисленные национальные меньшинства. Конфликты в Киргизии и Узбекистане, Грузии, Армении и Азербайджане, в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Южной Осетии стали последствием развала Союза. Там и сегодня видны тектонические разломы, вызванные этим величайшим крахом. Эти страны все еще не консолидировались после распада СССР.
Одной из лучших в Советском Союзе была идея национального единства и мирного сосуществования разных этносов. Несмотря на то, что этот подход по сути полностью игнорировал ситуацию на местах, а в Советском Союзе пропагандировалась многонациональная утопия, войн и конфликтов не было. И тем не менее все это был только обман. Третьего ноября 1959 года Совет национальной безопасности опубликовал большой доклад, который был рассекречен только в 2002 году и стал доступен широкой общественности в 2016 году. В докладе говорится, что у советского режима больше проблем с национальными меньшинствами, чем было до Второй мировой войны.
Вместе с тем в докладе сообщается, что по идеологическим причинам Москва продолжает утверждать, что не испытывает затруднений, вызванных межнациональной рознью среди населения, которое образовывало 70 этнических групп. Власть предотвращала возникновение серьезных проблем традиционным советским методом — с помощью чисток в рядах региональных руководителей, которые проявляли слишком сильное национальное чувство. После режима Сталина Хрущев попытался реализовать программу освоения новых земель, в рамках которой тысячи русских уезжали жить в среднеазиатские республики, прежде всего в Казахстан. Сегодня о среднеазиатских народах можно говорить как о наследии советских времен, потому что они многонациональны.
Эти многонациональные общества формировались в ходе насильственных депортаций и создания сети трудовых лагерей. Например, в Казахстане и Узбекистане проживает многочисленное корейское меньшинство, оказавшееся там только потому, что в 1937 году Сталин депортировал всей корейцев с советского Дальнего Востока. Вождь боялся, что среди них могут быть японские шпионы. Сегодня в Казахстане официально признают, что в советские времена туда приехали русские, украинцы, немцы, турки и корейцы при разных обстоятельствах, но чаще всего их депортировали. Там эти люди воплощали грандиозные планы советской экономики: они работали в трудовых лагерях.
Так что борьба за советское наследство сомнительна. Путин прав, когда говорит, что распад СССР был катастрофой. Но, прежде всего, это была катастрофа для мира, потому что утратилось равновесие и Америка превратилась в гегемона. Это способствовало возникновению ассиметричных угроз, мир вновь погрузился в неопределенность. Однако в прошлом также остался коммунизм и социализм, как высшие идеологии, суровая диктатура и систематическое физическое и психологическое уничтожение собственных народов. В августе 1991 года носители подобных советских идей хотели все это вернуть обратно. Сегодня мы понимаем, как хорошо, что им это не удалось. Проблема в том, что их наследие живо поныне.