Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Связанная с прокремлевской пропагандой российская фирма во время выборов размещала рекламные материалы в Facebook

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представители компании Facebook рассказали в среду следователям конгресса, как их компания обнаружила, что во время предвыборной гонки в США продавала рекламное пространство одной сомнительной российской фирме, пытавшейся влиять на избирателей. Об этом сообщили источники, знакомые с выводами социальной сети.

Представители компании Facebook рассказали в среду следователям конгресса, как их компания обнаружила, что во время предвыборной гонки в США продавала рекламное пространство одной сомнительной российской фирме, пытавшейся влиять на избирателей. Об этом сообщили источники, знакомые с выводами социальной сети.


Руководство Facebook сообщило, что разместило у себя рекламу одной российской «фабрики троллей» на общую сумму 100 тысяч долларов. Эта фирма известна тем, что уже давно занимается продвижением прокремлевской пропаганды.


В некоторых материалах, публикация которых началась летом 2015 года, напрямую упомянуты выдвиженец от республиканцев Дональд Трамп и кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, сообщили эти источники. Вместе с тем, они не сказали, кому из кандидатов в этой рекламе отдается предпочтение.


В статье, опубликованной в среду руководителем службы безопасности Facebook Алексом Стамосом (Alex Stamos), отмечается: «По всей видимости, в большинстве рекламных материалов делается попытка усилить разногласия по спорным социальным и политическим вопросам во всем идеологическом спектре. Они касаются множества тем — от проблем ЛГБТ и расовых вопросов до иммиграции и права на ношение оружия».


Как раз сейчас, когда прозвучали признания Facebook, следователи конгресса и специальный прокурор Роберт Мюллер ведут расследование, пытаясь выяснить обстоятельства российского вмешательства в американские выборы, а также проверяя утверждения о том, что Кремль мог взаимодействовать со штабом Трампа.


В январе разведывательное сообщество США пришло к выводу, что Россия вмешивалась в американские выборы в попытке добиться избрания Трампа. Среди прочего она пользовалась платными услугами троллей из социальных сетей, чтобы распространять фальшивые новости и тем самым влиять на общественное мнение.


Российские расходы на рекламу ничтожны по сравнению с общими затратами на проведение кампании. Тем не менее, сообщение Facebook о том, что российская фирма сумела разместить целенаправленные политические послания, наверняка вызовет у следователей немало вопросов, и они постараются выяснить, не получали ли русские соответствующие указания от людей в США. Этот вопрос некоторые демократы задают уже несколько месяцев.


Facebook сообщила в среду в своем блоге, что примерно четверть рекламных сообщений, о которых идет речь, имела «целевую географическую направленность». Правда, руководство компании отказалось сообщить подробности о том, на какие районы и демографические группы они были нацелены. Компания также отметила, что в 2015 году таких целевых рекламных материалов было больше, чем в 2016-м.


Член палаты представителей Адам Шифф (Adam B. Schiff) представляющий демократов в комитете по разведке, в среду сделал заявление, отметив, что информация Facebook подтвердила один из способов, которым Россия пыталась вмешиваться в американскую политику. По его словам, это «послужит для нас и для всех остальных серьезным предостережением о будущих выборах».


«Те данные, которые сообщила Facebook, очень важны и серьезны, — сказал Шифф. — Но в полученной от Facebook информации без ответа остается вопрос о том, существовало ли какое-то взаимодействие между этими троллями в социальных сетях и предвыборной кампанией. Дело в том, что Facebook не смогла это выяснить. Но мы обязаны добраться до сути».


Рабочая группа палаты представителей, чьи следователи в среду заслушали сотрудников Facebook за закрытыми дверями, продолжит работу с этой и с другими социальными сетями и платформами. Цель этой работы — выяснить, «в какой степени они смогут подтвердить аналогичную информацию», сказал Шифф.


Знакомый с ходом внутреннего расследования Facebook источник отметил, что компания не в состоянии определить, была ли какая-то координация при размещении материалов.


Свое признание Facebook сделала после длительной критики, состоявшей в том, что эта социальная сеть превратилась в площадку для распространения фальшивой информации в преддверии ноябрьских выборов. В заявлении, опубликованном вскоре после выборов, учредитель Facebook Марк Цукерберг пообещал изучить этот вопрос, однако отметил, что 99% информации в Facebook является достоверной, и лишь «очень малая часть» представляет собой фальшивки и розыгрыши. Однако в декабре компания выступила с объявлением о том, что она будет помечать и брать на контроль те статьи, которые посчитает ложными или фальшивыми, и привлечет к этой работе организации по проверке фактов.


Facebook обнаружила российский след в ходе начавшегося этой весной расследования, целью которого было выявить покупателей политически мотивированных рекламных сообщений. Об этом рассказали люди, знакомые с ходом расследования. Она выяснила, что у 3 300 таких объявлений есть цифровые отпечатки пальцев, указывающие на российскую компанию.


Затем команда Facebook выявила 470 подозрительных и, возможно, поддельных аккаунтов и страниц в соцсети, которые, по ее мнению, связаны с вышеуказанной компанией и причастны к распространению рекламных объявлений.


Представитель Facebook заявил: «Есть улики, указывающие на то, что некоторые аккаунты связаны с „фабрикой троллей" из Санкт-Петербурга, носящей название „Агентство интернет-исследований", хотя независимых подтверждений этого у нас нет». Этот представитель отказался назвать те рекламные материалы, которые Facebook связывает с российскими компаниями и организациями.


«Наша политика в вопросах обработки данных и федеральный закон ограничивают наши возможности публиковать данные о пользователях и их контент, поэтому никакую информацию об этих материалах мы сообщать не станем», — отметил представитель социальной сети. Он добавил, что данные рекламные материалы «были направлены на подписчиков Facebook, интересовавшихся вопросами, которые освещались на этих страницах, скажем, об ЛГБТ-сообществе, о социальных проблемах чернокожих, о второй поправке и об иммиграции».


Бывший сотрудник ФБР Клинт Уоттс (Clint Watts), анализировавший российские операции онлайнового влияния, заявил в среду, что Facebook своим сообщением подтвердила его выводы и заключения других аналитиков. По его словам, они уже давно заметили, что некоторые русские еще в 2015 году начали притворяться американцами, выступая с сообщениями политического характера в Facebook.


Анализ Уоттса показал, что в 2015 году материалы в Facebook касались главным образом спорных социальных вопросов и использовались для выявления пользователей, наиболее уязвимых для пропаганды. По его словам, в 2016 году среди этих пользователей началось распространение материалов, ориентированных на выборы.


«У нас были эти подозрения, но мы никак не могли понять, кто покупает эти аккаунты, — сказал Уоттс, ныне работающий старшим научным сотрудником в Институте исследований внешней политики (Foreign Policy Research Institute). — Facebook проявила смелость. Они могли забыть об этом, но поступили правильно, все рассказав».


Начальник службы безопасности Facebook Стамос заявил, что компания будет и дальше отстаивать честность и принципиальность своего сайта, а также совершенствовать свои возможности по отслеживанию фальшивых аккаунтов. По его словам, компания закрыла те аккаунты, которые сохраняли свою активность.


«Мы знаем, что должны проявлять бдительность и идти на шаг впереди тех людей, которые пытаются злоупотреблять нашей платформой», — сказал он.


В этом году Facebook объявила, что модернизировала технологии, позволяющие выявлять поддельные аккаунты, а недавно сообщила о том, что если на каких-то страничках последовательно размещаются лживые новости, компания будет запрещать им размещение рекламы. В последние месяцы, отметил Стамос, Facebook приняла меры по блокированию поддельных аккаунтов, причастных к вмешательству в выборы во Франции и в Германии.


«Агентство интернет-исследований» и раньше привлекало к себе внимание из-за своей активной деятельности.


В 2013 году хакеры опубликовали служебные документы этой компании, указывающие на то, что в ней работают 600 человек со всех концов России. Некоторые бывшие сотрудники агентства открыто рассказали о своих впечатлениях от работы в компании в блог-постах и в интервью средствам массовой информации. В круг их обязанностей входило создание фальшивых аккаунтов в Twitter и Facebook, через которые они затем распространяли прокремлевскую пропаганду. По их словам, сотрудники «Агентства интернет-исследований», среди прочего, распространяли нелицеприятную информацию о критике Путина Борисе Немцове после его убийства в 2015 году.


В том году издание New York Times Magazine сообщило, что со связанных с «Агентством интернет-исследований» аккаунтов в США были начаты кампании в соцсетях, среди которых была изощренная фальшивка об утечке ядовитых химикатов в Луизиане в 2014 году. Вероятно, ее целью было посеять хаос и страх.


В январе американские спецслужбы опубликовали рассекреченный доклад, в котором делается вывод о том, что «вероятный спонсор» «Агентства интернет-исследований» является «близким соратником Путина и связан с российской разведкой».


В мае журнал Time сообщил, что сотрудники американских спецслужб обнаружили свидетельства того, что российские агенты размещали в Facebook пропагандистские материалы, нацеленные на определенные группы населения. Пресс-секретарь компании заявил корреспонденту журнала, что у Facebook нет данных о размещении таких материалов.


Согласно федеральному закону и правилам Федеральной избирательной комиссии, гражданам и правительствам иностранных государств запрещено вносить пожертвования и расходовать деньги на оказание влияния на американские выборы в масштабах страны, штатов и на местах. Закон также запрещает индивидуальные пожертвования в связи с выборами.


Среди тех, кому запрещено тратить деньги на эти цели, граждане и правительства зарубежных стран, иностранные политические партии, корпорации, организации и партнерства. (Но тех, кто проживает в США постоянно на основании зеленой карты, иностранными гражданами не считают.) Нарушителям грозят административные санкции и уголовное наказание, если выяснится, что они сознательно нарушают закон.


Свой материал для статьи предоставили Эндрю Рот (Andrew Roth), Элис Крайтс (Alice Crites), Матеа Голд (Matea Gold) и Эшли Паркер (Ashley Parker).