«Гражданскую платформу» принято считать пронемецкой силой, а «Право и справедливость» стремится предстать в образе проамериканской. Таких образований, которые заявляют о своих симпатиях к путинской России в числе ведущих политических партий (по крайней мере, в настоящий момент) у нас нет. Однако утверждение, будто в современной Польше, которая в течение много десятилетий была зависима от Советского Союза, нет пророссийских кругов, выглядит, как… теория заговора.
Деятельность маргинальных прокремлевских организаций — прекрасное прикрытие для функционирования настоящей агентуры. Как это работает? Когда кто-то прямо заявляет о том, что пора начать борьбу с американским империализмом, а при этом закрывает глаза на империализм российский, то общество видит в нем агента. Если народ нашел потенциального агента, других искать он не станет, таким образом человек, который на самом деле оказывает влияние на общественное мнение, сможет спокойно, не вызывая подозрений, в белых перчатках заняться продвижением интересов Кремля.
Открыто пророссийскую и левачествующую партию «Смена», по всей видимости, ждет крах из-за проблем кадрового свойства: спецслужбы арестовали ее лидера Матеуша Пискорского (Mateusz Piskorski) по обвинению в шпионаже. Однако россияне могут не волноваться по этому поводу, ведь тема политического объединения, основанного бывшим пресс-секретарем партии «Самооборона», позволит Москве показать, что в Польше существуют сторонники прокремлевского курса, но они подвергаются преследованиям со стороны государства. Такой «мученик» может пригодиться пропаганде в любой момент.
Между тем внимание общественности сосредоточено сейчас на других специалистах по разжиганию спора с США и «пересмотру» (то есть чаще всего нормализации) отношений с Россией, которая якобы близка нам в культурном плане, поскольку нас связывают славянские корни. Свою активность они проявляют в YouTube, где делятся с поляками своим видением геополитики.
Один из лидеров виртуального пророссийского сообщества, предстающий в образе человека право-патриотических взглядов, — это Войчех Ольшанский (Wojciech Olszański), который взял себе псевдоним Александр Яблоновский (Aleksander Jabłonowski). Он профессиональный актер, то есть человек, который умеет говорить так, чтобы вызывать у слушателей те или иные эмоции. Крайне прискорбно, что на одном из каналов, продвигающих Ольшанского, можно увидеть другого члена этого сообщества — известного священника-дезертира Яцека Мендляра (Jacek Międlar). Впрочем, история человека, который предпочел играть в псевдодокументальном сериале и продавать в интернете футболки, вместо того чтобы творить чудо Евхаристии — это особый случай падения.
В ролике, опубликованном 17 апреля, «Александр Яблоновский» рассказывает о своих симпатиях к… коммунистическому диктатору Ким Чен Ыну. На чем они основываются? На том, что политика Северной Кореи стала проблемой для Соединенных Штатов.
Человек с польским гербом и изображением меча Болеслава Храброго (символом националистов) на фуражке объясняет, что он любит Кима, поскольку… того радует вид марширующих женщин, которые служат в армии. Просто свой парень! Более того, Ольшанский говорит, что рассказы о жестокости тоталитарного режима и преследованиях граждан в Северной Корее (напомню, что христианам там грозит смертная казнь или отправка в концлагерь) — это американская пропаганда.
«Я уже слышу возмущенных мальчиков и девочек, которые твердят, что там царят тирания и деспотизм, что все это лагерь. Но я задам вопрос: дружище, ты сам там был? Ты видел это своим глазами или веришь в то, что тебе показывают телевизионные камеры?» — спрашивает в своем фильме Ольшанский. Вы думаете, что дальше он делится своими впечатлениями от поездки в Северную Корею? Ничего подобного! Вместо этого он пытается показать, как легко манипулировать людьми на примере… Закопане и варшавского кафе с таким названием. Он сам обращается к грубой манипуляции, сравнивая «ложные» представления о КНДР и существующих там концентрационных лагерях с выражением «польские лагеря смерти», которое бытует на Западе и доставляет нам немало хлопот.
Используя метод «Яблоновского» можно подвергнуть сомнению что угодно. Например, автор этого текста не видел своими глазами Второй мировой войны, ГУЛАГа, эшелонов, которые везли евреев в Аушвиц. Он не видел Голодомора на Украине, не был свидетелем теракта 11 сентября, а также (как сам господин Ольшанский) не встречал Болеслава Храброго, меч которого изображен на фуражке видеоблогера. «Вдумчивый» подход к действительности, который он предлагает, — это на самом деле крайний релятивизм. Идя таким путем, мы можем усомниться во всем, даже в существовании самого Ольшанского. Ведь раз мы ни разу не видели его «живьем», откуда нам знать, что это не качественная анимация?
Правда и здравомыслие — это не то, что интересует пропагандистов. Они готовы обращаться к любым приемам, лишь бы достичь намеченной цели. А цель этих пророссийских кругов очевидна: разрушить польскую внешнюю политику, нашептав полякам тезисы, соответствующие интересам Кремля, а одновременно подвергнув сокрушительной критике США за все их преступления, которых, к сожалению, можно обнаружить немало.
Ольшанский, однако, предлагает нам ложную альтернативу. Из его высказываний следует, что у Северной Кореи есть только два пути: оставаться такой, какая она есть, или впустить к себе западное моральное разложение с гомосексуальными браками и всем прочим. Похожую ложную дихотомию он продвигает и в польской тематике. По его мнению, мы можем или оставаться в союзе с США, на совести которых много недостойных поступков (Ольшанский их с удовольствием перечисляет), или встать на сторону России (о ее грехах блогер упоминать не любит). Но мир устроен не так просто, а выбор не ограничивается хорошей/плохой Америкой и хорошей/плохой Россией. Широкой геополитической картины Ольшанский нам, однако, не предлагает.
Другие «ютуберы», Ян Пшибыл (Jan Przybył) и Мачей Поремба (Maciej Poręba) в своем ролике за 13 июля затрагивают более серьезную тему, чем политика, обращаясь к религиозным вопросам. Они стараются предложить католикам привлекательный образ православия и вводят слушателей в заблуждение, говоря, что именно в нем зародился культ почитания Богородицы. Пресвятую Деву Марию в христианском мире чтили с самого начала, а поскольку первые христианские сообщества возникли в восточной части Римской империи, то там историки и обнаруживают истоки этого культа. Однако в тот период известного нам сегодня конфессионального деления еще не существовало, так что увязывать в одной фразе православие и почитание Богородицы — это манипуляция, призванная показать, будто бы этот культ пришел на Запад, в том числе в Польшу, из России. Ролик называется, кстати, «Что россияне думают о Польше и поляках»? Следующая ложь, звучащая в беседе блогеров, — это идея о старшинстве православия над католичеством. Этот абсурдный тезис подкрепляется тем, что они высмеивают идею обращения православных в католичество. Что любопытно, Ян Пшибыла, называет обе конфессии… католическими, уверяя, что Запад «присвоил» себе это понятие.
Опасным для польской духовности явлением, которое может использовать в своих интересах Кремль, стало также далекое от исторической науки увлечение «славянскими корнями». Все, что якобы берет исток в культуре наших предков, изображается более подлинным, правдивым и полезным. Несмотря на то, что тезисы, которые продвигает это славянофильство XXI века, крайне абсурдны, оно продолжает распространяться. Его составными частями становятся неоязычество («родноверие»), так называемое турбославянство (антинаучное представление о существовании «Империи лехитов») и вера в самые причудливые псевдонаучные теории, связанные с медициной. Часто все это приправляется восторгами по поводу сильного славянского лидера Владимира Путина.
Завоевавший популярность в интернете польский «выживальщик» (человек, умеющий выжить в сложных условиях и учащий техникам выживания других) Адольф Кудлиньский (Adolf Kudliński) в одном из своих роликов, который собрал 240 тысяч просмотров, представляет «напиток славянских воинов». Блогер, как он несколько раз подчеркивает в начале своего рассказа, одет в «настоящий славянский костюм», а на голове у него повязан шнурок, в который вплетена серебряная нитка. По его словам, она позволяла мозгу эффективнее работать и «сеяла среди славян доброту». Помимо абсурдных псевдомедицинских теорий на канале Кудлиньского можно обнаружить материалы с использованием языческой символики и наполненные эмоциональными отсылками к якобы славянскому прошлому политические комментарии, с которыми блогер выступает, одевшись в военную форму. В них звучат, в том числе, теплые слова в адрес российского президента.
Любопытно, что изначально Адольф Кудлиньский не говорил о своей увлеченности российско-языческой тематикой. Несколько его первых роликов в YouTube рассказывали об искусстве выживания. О своих убеждениях блогер заявил позже, уже превратившись в своего рода гуру польских «выживальщиков». Похоже, впрочем, выглядел путь Войчеха Ольшанского. Он позиционировал себя как человека, увлеченного темой польского антикоммунистического подполья и историческими реконструкциями, а комментарии на тему геополитики появились у него только со временем.
Влияние таких русофилов и критиков Запада из YouTube на польскую общественность, судя по всему, невелико, однако, они адресуют свои послания людям с патриотическими и правыми убеждениями, в том числе к искренне верующим католикам. Своими тезисами они сеют хаос в головах поляков и (преднамеренно или сами того не осознавая) направляют невероятно ценную часть общества в объятия Кремля, который изо всех сил старается предстать в роли последнего бастиона традиционных ценностей в мире. Своими высказываниями, напоминающими дискурс националистической фракции компартии, наследники Мечислава Мочара (Mieczysław Moczar) и его патриотического объединения «Грюнвальд» (несколько десятилетий назад он называл союз с Востоком исторической необходимостью, а приверженность ему — патриотизмом) лишают католическую и польскую идею очередных людей, которые бы могли принести много пользы народу, которому жизненно необходимо сейчас воссоздать утраченные элиты. России в результате удается убить одним выстрелом двух зайцев, ведь ей выгодно как отвлечь внимание от своей агентуры, которая продолжает чувствовать себя в польском государственном аппарате как рыба в воде, так и уменьшить ряды потенциальных контрреволюционеров.