Нацистский оккультизм как минимум со времен Индианы Джонса — излюбленная тема в поп-культуре. В фильмах вроде «Мальчики из Бразилии», «Хеллбой» и «Капитан Америка», так же как и в компьютерных играх, таких как Castle Wolfenstein и Call of duty, можно найти все обычные ингредиенты: нацисты-убийцы в сговоре с демоническими силами, сумасшедшие ученые, фантастическое оружие, языческие религии и магические реликвии.
Ничто из этого не страдает от отсутствия реальных оснований. В библиотеке Адольфа Гитлера было очень мало политической литературы, но тем больше было там книг по парапсихологии, гипнозу и черной магии. Гитлер читал пророчества Нострадамуса и книгу по магии Эрнста Шертеля (Ernst Schertel), в которой он подчеркивал строки, вроде, «Сатана — оплодотворяющий разрушающе-творящий воин» и «Тот, у кого нет внутри демонического зерна, никогда не произведет на свет нового мира».
Генрих Гиммлер организовывал исследовательские экспедиции в Тибет, Исландию и по Европе в поиске Святого Грааля, средневековых колдовских формул и затонувшей Атлантиды. Рудольф Гесс поддерживал трансцендентальную физику, астроархеологию, космобиологию и другие «пограничные науки». Департамент пропаганды Йозефа Геббельса, СС Гиммлера и немецкий флот во время войны обращались к астрологам, ясновидящим и предсказателям, чтобы получить разведывательную информацию и вести психологическую войну.
Нацисты организовывали спиритические сеансы, пытались нейтрализовать гравитацию и воскрешать мертвых, разрабатывали «лучи смерти» и паранормальное оружие, черпая вдохновение в древнескандинавской мифологии. Они сменили теорию эволюции на странную «Доктрину вечного льда» и хотели уничтожить христианство в пользу «люциферианства».
Примеры взяты из новой книги американского профессора истории Эрика Кёрлендера (Eric Kurlander): «Монстры Гитлера: Сверхъестественная история Третьего Рейха» (Hitler’s monsters: A supernatural history of the Third Reich, Издательство Йелльского университета), глубокое и увлекательное исследование того, что он называет «миром сверхъестественных представлений» нацизма — широкого понятия, которое кроме разных эзотерический учений охватывает также и псевдонауки, и гоблинов из сказок братьев Гримм.
Тема не бесспорная. В статье интернет-газеты Aeon историк Петер Штауденмайер (Peter Staudenmaier) недавно назвал все разговоры о нацистах как о своего рода чернокнижниках чепухой в духе теорий заговора — «it’s a good story but not history» («это хороший сюжет, но это не история»). В своем собственном исследовании связи нацистов с антропософским движением, «Между оккультизмом и нацизмом» (Between occultism and nazism, 2014 год), он вместо этого ставит в центр внимания интерес нацистов к вальдорфской педагогике и экологическому земледелию.
Эрик Кёрлендер не согласен. Ни одно массовое политическое движение, пишет он, так последовательно и сознательно, как нацисты, не извлекало пользу из фантазий о сверхъестественном — оккультизма и «пограничной науки», языческих, неодуховных и восточных религий, фольклора, мифологии и разнообразных эзотерических учений — чтобы привлечь к себе поколение немцев, которые стремились к новым формам духовности и искали нового объяснения мира на границе между верой и наукой. Чтобы до конца понять историю Третьего Рейха, считает он, нужно сначала понять его тесные связи со сверхъестественным.
Оккультные корни нацизма привлекли к себе внимание еще в 1920-х годах, когда выдающиеся эзотерики указывали, что идеология новой нацистской партии, ее иконография и партийный аппарат выросли из австрийско-немецкой оккультной среды. Многие немецкие писатели после войны говорили о том же: Теодор Адорно (Theodor Adorno), Бертольт Брехт (Bertolt Brecht), Томас Манн (Thomas Mann), Готтфрид Бенн (Gottfried Benn) и Эрнст Юнгер (Ernst Jünger) — вот лишь некоторые из них.
В 60-е и 70-е годы появилась целая волна спекулятивных книг по этой теме, из которых «Оккультные корни нацизма» (The occult roots of Nazism) Николаса Гудрик-Кларка (Nicholas Goodrick-Clarke), возможно, самая проработанная. И все равно — а может, как раз поэтому — мало серьезных историков занимались этим вопросом. Напротив, оккультная история нацизма часто задвигается подальше учеными, которые, как и Штауденмайер, считают, что это отвлекает внимание от более важных объяснений происхождения нацизма. Книга Кёрлендера, результат восьмилетнего изучения немецких архивов, на настоящий момент первое академическое исследование, в котором используется целостный подход к этому вопросу.
Кёрлендер пишет о ренессансе оккультизма в межвоенное время в Европе и особенно в Германии, где люди толпами стремились на спиритические сеансы, к астрологам, гадалкам, на парапсихологические эксперименты, в оккультные магазины, эзотерические школы и даже на университетские курсы по этим темам. Возродившийся интерес к древним реликвиям, руническим надписям и мертвым языкам сочетался с восхищением индийскими религиями, йогой, заботой о правах животных, вегетарианством и сексуальным раскрепощением. В то же время имело место масштабное расистское и националистское движение, так называемое фёлькиш-движение (Völkisch), народное движение, которое отчасти вышло из свойственного немецкому романтизму интереса к германским сказкам и мифам.
Все это было впитано и использовано нацизмом в расколотой, беспокойной и находящейся в состоянии экономического кризиса Веймарской республике. Монстры в названии книги отсылают к тому, как нацисты систематически демонизировали евреев и коммунистов, которых с помощью Хайнца Эверса (Heinz Ewers), писавшего в жанре хоррора, связывали с образами вампиров, зомби, демонов, дьяволов, фантомов и других существ из германского сказочного наследия. Нацисты в пропаганде представали беспощадными оборотнями, которые острыми зубами обороняли мистическое кровное содружество, основанное на расе и территории.
Кёрлендер обсуждает крупные эзотерические учения времени: теософию мадам Блаватской, антропософию Рудольфа Штайнера и менее известную расистскую ариософию, которая пророчила возрождение потерянной арийской цивилизации, населенной северными «богочеловеками». Учение, основанное австрийцем Гвидо фон Ланцем (Guido von Lanz), основывалось на грандиозной националистической космологии: мир, поделенный на светлое и темное, где светловолосые голубоглазые северные герои были обречены на вечную борьбу с расой «низших людей».
Подобные же идеи ходили в Обществе Туле, группе «Молот» и других оккультных политических группах, с которыми контактировал Гитлер в кафе Вены и пивных Мюнхена. Кёрлендер показывает, что большая часть партийной программы нацистов уже была предвозвещена в ариософском журнале «Остара», который Гитлер должен был читать в 1910-х годах: важность расовой гигиены и опасность смешения рас, подлость евреев, вредное воздействие социализма, либерализма и феминизма и мистическая сила индоевропейской свастики. В «Остаре» также были еще более зловещие требования введения принудительных стерилизаций, программы эвтаназии и истребления евреев.
Многие полагают, что нацистская партия с 1937 года вычищала все, что называется оккультным мышлением. Кёрлендер показывает, что кампания против оккультизма была направлена лишь против того, что нацисты называли «популярным оккультизмом», в то время как всю войну они продолжали финансировать так называемый «научный оккультизм»: астрологию, телепатию, магнитотерапию, искусство предсказания и прочее. Особое внимание он уделяет туманной «Доктрине вечного льда» (Welteislehre или WEL) — «ледниковой космогонии», согласно которой вселенная возникла в результате межзвездной борьбы между двумя антагонистическими изначальными элементами льдом и огнем. Столкновение между звездой, заполненной водой, и огненной звездой вызвало взрыв, который разбросал кристаллы льда по всему космическому пространству. Из кристаллов образовалась Солнечная система, звезды и планеты, а также ледниковый период на Земле. Затем на Землю упал метеорит, наполненный «божественной спермой», и породил северный древний народ.
Немецкое научное сообщество отвергло все это как абсолютный вздор. Кое-кто ядовито замечал, что вселенная с тем же успехом могла возникнуть из оливкового масла. И все-таки WEL в Третьем рейхе официально объявили наукой. Гитлер, Гиммлер и все нацистское руководство чистосердечно верили в эту теорию и создали культ вокруг ее создателя, австрийского инженера Ганса Хёрбигера (Hanns Hörbiger), которому все это когда-то явилось в видении.
Со своими потоками катаклизмов, апокалиптическими битвами и арийскими полубогами WEL представляла собой привлекательную германскую альтернативу «еврейской» физике и «бездушной» естественной науке. Она удовлетворяла духовные потребности немцев в том, чтобы «вернуть очарование науке» и одновременно идеально вписывалась в постоянно разрастающийся сказочный мир движения фёлькиш.
Кёрлендер также поднимает ряд свидетельств, которые называют все большие нацистские идеологии открытыми врагами церкви. Гиммлер объявил, что священники пойдут в газовые камеры после евреев. По словам секретаря Гитлера Кристы Шрёдер (Christa Schroeder), фюрер планировал после войны начать борьбу с церковью. Кёрлендер также интересно пишет об эклектической смеси гностицизма, сатанизма, буддизма, индуизма, синтоизма, Эдды и «Саги о Нибелунгах», из которой нацисты хотели сделать свою новую государственную религию. Но при этом также и об интересе Гитлера к исламу, который он называл «высшей религией».
«Монстры Гитлера» — ясная и трезвая книга, свободная от спекуляций и страсти к сенсациям. Лишь в одном месте я немного задумался, когда Кёрлендер как будто, кажется, намекает, на то, что Гитлер мог провести массовый гипноз и загипнотизировать немецкий народ. Несмотря на то, что риторик из Гитлера был никудышный, и он не оставил после себя ни одного крылатого выражения, есть бесчисленные свидетельства его «сверхъестественной», «магической», «просто мистической» способности околдовывать свою публику. Кёрлендер рассказывает, что Гитлер действительно читал книги по психологии масс и гипнозу. Но никаких доказательств в пользу того, что он это практиковал, нет, и еще меньше вероятность, что это бы сработало. Кёрлендер особо на этом не заостряет внимание, а над множеством этих свидетельств самих по себе, конечно, интересно поразмышлять.
Читать рассказ Эрика Кёрлендера о том, как быстро нацистам удалось дегуманизировать и образно превратить разные этические меньшинства в «монстров», которых нужно уничтожать, особенно тревожно сейчас, когда машущие флагами «Друзья Швеции» не стесняясь кричат в лица афганским беженцам, что те — «паразиты», которых «изнасилуют, как животных».