Президент России Владимир Путин неожиданно заговорил о введении миротворческой миссии ООН для урегулирования конфликта с Украиной, который он поддерживает на Донбассе в восточной части страны. Почему? Раньше Россия была категорически против любого участия ООН в конфликте, не говоря уже об отправке туда международных миротворческих сил. Что-то в Кремле изменилось.
Правда, тот вариант размещения миротворческой миссии, который предлагает Путин, явно неудачен. Он хочет, чтобы небольшие группы миротворцев были размещены вдоль линии соприкосновения между силами сепаратистов и остальной частью Украины. При таком подходе конфликт представляется как внутреннее дело Украины, а миротворческие силы будут обеспечивать прикрытие находящимся в зоне конфликта российским войскам, а также контроль Москвы над границей между двумя государствами.
Полагаю, что даже Китай не поддержит это. В сегодняшнем Совете Безопасности план Путина может поддержать разве что Боливия.
Кремль, видимо, глубоко обеспокоен сообщениями о том, что администрация Трампа всерьез рассматривает возможность поставки на Украину современного оборонительного оружия. В этом случае России будет гораздо сложнее реализовать в будущем любые решения о нанесении военного удара по Украине с использованием своих регулярных войск, как это было в августе 2014 года и феврале 2015 года. Кремль явно считает такого рода военные удары ключом к урегулированию конфликта. Полагаю, что без этих военных операций Путин побоялся бы оказаться в ситуации, в которой Россия будет постепенно терять свои позиции на Украине.
Безусловно, администрации Трампа следует приступить к поставкам оружия — зачем лишать Украину права защищаться? Но Соединенные Штаты и Евросоюз должны одновременно заняться и миротворческой деятельностью в регионе. Они не должны поддаваться на провокацию — им следует разоблачить маневр Путина и выдвинуть предложения о размещении полноценной миротворческой миссии, чтобы обеспечить выполнение минских соглашений. Они предусматривают проведение выборов на оккупированных территориях, вывод российских войск и возвращение Украине контроля над собственной границей.
Такой опыт уже есть. Полноценная и эффективная миссия ООН была размещена на участке территории Хорватии, находившемся под контролем сербов-сепаратистов. Она провела демилитаризацию региона, навела порядок в системе управления и постепенно восстановила неприкосновенность межгосударственной границы между Сербией и Хорватией. Не во всех отношениях эта миссия была идеальной. Территория сепаратистских районов в Донецкой и Луганской областях намного больше. Да и масштабы задач по экономическому возрождению на Донбассе — на порядок больше. Но по сравнению с урегулированием ситуации в Афганистане, с попытками заставить Ирак «прийти в себя» или создать новую Сирии и наладить там жизнь это мелочи.
Однако добиться этого будет невозможно, если Кремль не будет заинтересован в выходе из украинской трясины, которая затягивает его все глубже и глубже. Я не думаю, что Кремль к этому уже готов, но мы только что увидели первый небольшой знак, указывающий на то, что началось какое-то движение. Запад должен воспользоваться этим и начать активные действия, которые позволят по-настоящему восстановить мир в регионе.
То, что Донбассу нужен мир, очевидно. В ходе этого конфликта уже погибли около 10 тысяч человек. И Украине необходим мир, чтобы она могла продолжать свои демократические реформы. Рано или поздно, захочет мира и Россия. Он мог бы стать не только основой для более конструктивных отношений с Западом, но и главным условием длительного примирения с Украиной, которая в противном случае рискует превратиться в вечного врага России.