Президент России Владимир Путин давно публично не касался украинской тематики, и прервал свое молчание по этому вопросу после саммита БРИКС. Видимо, этот факт должен был подчеркнуть взаимопонимание по украинскому вопросу с Китаем и Индией. Российский президент согласился с идеей введения миротворцев на Донбасс, но сразу ограничил их использование двумя условиями — использованием «голубых касок» только на линии разграничения вместе с СММ ОБСЕ и согласием Донецка и Луганска на этот шаг мирового сообщества. Трудно сказать, какая из инициатив опаснее — выхолащивание миротворческой миссии или стремление преподнести конфликт на Донбассе как гражданскую войну, а не вооруженное вмешательство России. В этом нет ничего нового, но стремление добиваться своего снова и снова настораживает, отмечает УНИАН (09.09). Особо непонятливым (тем, кто «не отличает Австрию от Австралии») Путин сообщил, что поставки Штатами летального оружия украинским военным могут привести к тому, что непризнанные республики на Донбассе постараются расширить сферу своих действий. Вряд ли речь идет о поставках оружия в какие-то другие горячие точки. Все намного хуже: президент России пригрозил новой полномасштабной войной на востоке Украины. Возможно, осознавая это, в Вашингтоне, Берлине и Париже предпочли не отбрасывать инициативу Путина с порога, а решили обсудить ее, выигрывая время. Украина позволила себе быть более решительной, подчеркнув, что в составе миротворцев не может быть граждан России, а глава МИД Украины Павел Климкин нашел признаки «политической шизофрении» в предложениях Москвы.
Путин дал поручение МИД РФ внести в Совбез ООН резолюцию о введении миротворцев на Донбасс. Это показывает, полагает эксперт «Нового времени» (05.09), что Москва отказывается от своего уже не реалистичного плана втолкнуть так называемое ЛДНР на Украину, чтобы легализовать местных бандитов и сделать их политическими деятелями страны — то, что навязывалось Киеву последние два года. Наоборот, теперь она готова вести курс на замораживание конфликта: миротворцы на линии разграничения, фактическая, а может даже формальная, аннексия территории.
Актуализация темы введения «голубых касок» на Украину никоим образом не облегчает проблему деоккупации и реинтеграции Донбасса и ни на шаг не приближает нас ни к дипломатическому установлению мира, ни к победе в войне, пишет «Зеркало недели» (08.09). Новые переговоры способны лишь дать нам новый шанс на передышку и перегрузить процесс поиска новых внешнеполитических союзников. Это даже не намек на стратегическую победу, но это возможность добиться определенных тактических успехов. Прописная истина: если твой противник, обладает большей военной силой, ты должен действовать изобретательнее, оперативнее и тоньше в дипломатических вопросах.
Все бросились сейчас обсуждать то, что сказал Путин. Конечно, это важно, ведь за каждым его словом следуют какие-то действия, чаще всего агрессивные по отношению к Украине. Он все делает в целостном контексте: выработана стратегия захвата контроля над ключевыми регионами и территориями. Россия активно реализует эту концепцию на протяжении последних 10 лет. Путин — стратегический игрок. А является ли Украина игроком или она — просто поле, на котором разыгрывается какая-то партия? Какую государственную стратегию разработала Украина? Какой долгосрочный (или хотя бы среднесрочный) комплексный план предложило руководство Украины на протяжении трех лет? Россия, США и наши западные партнеры у нас на территории разыгрывают свои сценарии, а мы им подыгрываем, утверждает военный эксперт «Апострофа» (09.09). А где наше государственное видение, которое позволит реинтегрировать оккупированные территории и вернуть Крым? К сожалению, нет ни стратегии, ни плана.
Российский президент сказал, что не видит препятствий для размещения миротворцев ООН на Донбассе и объявил, что никак не может повлиять на передачу американских вооружений Украине, так как это «суверенное решение» двух зарубежных государств. При этом сегодня российский диктатор может поставить Запад перед таким выбором: либо вы получаете мир на Донбассе и в Корее, либо войну там и там. Сейчас Западу, конечно, важны интересы Украины. Но если их можно будет поменять на успокоение Ким Чен Ына и предотвращение ядерной войны, то выбор тут будет очень непростым, говорится в статье «Нового времени» 07.09). Ситуация для Украины складывается очень непросто. Но, с другой стороны, она дает возможность блеснуть украинскому МИДу и дипломатическим талантам президента Порошенко, которыми он, кстати, очень гордится.
Гибридная агрессия России против Украины порождает гибридные же попытки со стороны Кремля этот конфликт «разрешить». Что такое миротворцы по-русски, весь мир уже может наблюдать в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье. Нужны ли такие «миротворцы» на Украине? Риторический вопрос, считает обозреватель УНИАН (06.09). Помимо стремления Москвы перехватить инициативу с приглашением на Донбасс миротворцев у Киева, за заявлениями Путина стоит еще одно желание — не допустить восстановления контроля Украины над своей территорией любыми способами. Так что же делать Украине? Вспомнить 2015 год, когда Россия требовала для оккупированных территорий, вместо миротворцев «особый статус Донбасса», «амнистию», «федерализацию». Все эти хотелки Кремля закончились тем, что антироссийские санкции удалось отстоять. Более того, по большому счету, Путин проиграл Украину. Не получилось додавить Европу, не вышло пакта с Трампом. И вряд ли в Совбезе ООН с Россией стремятся договариваться на ее условиях. Скорее, на международной арене что-то начали понимать и ищут пути разрешения конфликтов уже без России. И Украине это на руку.
Порошенко озвучил свой подход к вопросу размещения миротворческих сил на Донбассе, выступая с ежегодным посланием об основах внутренней и внешней политики к Верховной раде. По его мнению, миротворцы должны быть на всей территории Донбасса, миссия должна выйти на неконтролируемый участок украинско-российской границы, миссия не должна содержать представителей страны-агрессора и всех конфликтующих сторон, согласований с представителями боевиков не будет. Кроме того, Порошенко считает белорусско-российские военные учения «Запад-2017» подготовкой к масштабной войне. «Нет пока никаких признаков, чтобы Москва была готова отступить из Донбасса или уйти из Крыма. А вот доказательств ее подготовки к наступательной войне континентального масштаба все больше», — цитирует Порошенко «Корреспондент» (07.09). Порошенко напомнил, что в 2014 году под прикрытием якобы обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи Россия развернула группировку для проведения спецоперации по захвату Крыма, а в июле 2008 года, после проведения учений «Кавказ-2008» российские войска, вместо того чтобы вернуться в пункты постоянной дислокации, напали на Грузию. «Нынешние учения, которые продлятся целых 2 месяца, гораздо более масштабные. Очевидно, Кремль проверяет, насколько готовы к большой войне с Западом не только российские вооруженные силы, но и все Российское государство», — подчеркнул Порошенко.
Недавно Порошенко подписал указ о введении биометрического контроля для россиян при въезде на Украину, информируют «Вести» (06.09). Изначально ожидалось, что Москва предпримет симметричные меры, ужесточив контроль для украинских трудовых мигрантов. Однако меры оказались асимметричными: Москва упростила процедуру получения гражданства РФ украинцами. По приблизительным оценкам, разрешительные документы в России имеют примерно полтора миллиона украинцев. В основном это люди, которые давно живут в РФ, или же уроженцы ныне неподконтрольных Киеву территорий. К слову, те украинцы, которые получат паспорт РФ начиная с 1 сентября, должны будут принести присягу на верность России. Формально они откажутся от украинского гражданства, однако паспорта останутся у них на руках. Будут ли они пользоваться биометрическими паспортами и принимать участие в выборах — по их усмотрению, до того момента, пока Порошенко каждого из них лично не лишит украинского подданства.
Шеф украинской дипломатии Павел Климкин на минувшей неделе обсудил в Таллине с коллегами из ЕС и стран постсоветского пространства перспективы «Восточного партнерства», саммит которого пройдет осенью. Вступление в силу Соглашения об ассоциации с ЕС подталкивает официальный Киев к активизации позиции в диалоге с Европейским Союзом. Тем временем термин «финляндизация», известный со времен холодной войны, обрел качественно новое звучание. В Хельсинки по инициативе 12 государств-членов ЕС и НАТО открылся Центр противодействия гибридным угрозам. Учитывая историю российско-финских отношений и близость Петербурга к границе с Финляндией это решение можно назвать мощным асимметричным выпадом в адрес Путина, демонстрацией нерезультативности его политики запугивания Европы, полагает обозреватель УНИАН (09.09). Остается рассчитывать, что к работе Центра будут активно привлекать украинских специалистов, обладающих уникальными знаниями о гибридной агрессии России и способам противодействия ей.
Путин провел Всероссийский открытый урок «Россия, устремленная в будущее» в одной из ярославских школ. Президентский урок транслировался на всю страну. Владимир Владимирович порадовал школьников следующей сентенцией: «Наша страна большая, могучая, великая… Но посмотрите, как мир развивается. Есть страны, которые по количеству населения не сопоставимо больше нашей страны, ну, не сопоставимо просто. Есть страны, государства, где технологии, современные способы управления гораздо эффективнее, чем у нас. Но возникает вопрос. Если мы существуем более тысячи лет и так активно развиваемся и укрепляем себя, значит, что-то у нас есть такое, что этому способствует. И это что-то — это… некая пассионарность, о которой (Лев) Гумилев говорил в свое время, которая толкает нашу страну вперед». Тот факт, что президент России заговорил о пассионарности и ускорении — признак грозный, пишет «День» (04.09). Того и гляди, жди или войны, или революции. Тут, боюсь, и искусственный интеллект, за который так ратовал Путин, не поможет. Остается только молиться.