Москва предлагает построить два моста, связывающих российский Дальний Восток с Японией через Сахалин. Этот дорогостоящий проект мог бы привлечь поток инвестиций в экономически депрессивный российский регион.
Россия и Япония до сих пор не подписали мирный договор, но это не мешает Москве дать дальневосточному соседу возможность «стать великой континентальной державой», по словам вице-премьера России Игоря Шувалова. Чтобы соблазнить подозрительных японцев, президент Владимир Путин обнародовал в четверг во Владивостоке грандиозный проект строительства двух мостов, автомобильного и железнодорожного, которые могли бы соединить российский Сахалин с японским Хоккайдо и Сахалин с материком. Эксперты оценивают этот проект в 600 миллиардов рублей. «Это проект планетарного уровня», — отметил Владимир Путин.
В течение нескольких лет Москва прилагает дипломатические усилия, чтобы разблокировать поток японских инвестиций в район Дальнего Востока, развитие которого сильно затормозилось после распада Советского Союза. Когда-то милитаризованный регион переживает непрерывный отток населения в течение последних 20 лет. Уровень потребления алкоголя там в два раза выше, чем в среднем по стране.
Прочная дипломатия
Япония отреагировала очень осторожно. «Необходимо уточнить его экономическую обоснованность», — сказал о проекте японский министр экономики Хиросиге Секо (Hiroshige Seko), который отметил, что «для реализации масштабных проектов необходимо углубить взаимное доверие между народами двух стран». Токио обусловливает подписание мирного соглашения о реституции четырех островов на Курилах, отобранных Иосифом Сталиным в последние дни Второй мировой войны. Для Владимира Путина, известного своей склонностью к расширению российской территории, никакой речи не может быть о посягательстве на суверенитет. Российская дипломатия ограничивается обещаниями, данными бизнесменам.
Это прежде всего политический проект
Проект Сахалин-Хоккайдо более сложный. Один мост должен соединить остров Сахалин с материком через пролив Невельского шириной более 7 км. В этом секторе нет ни городов, ни дорог. Ближайшая железная дорога находится в 500 км. Второй мост соединит Сахалин с Хоккайдо через пролив Лаперуза и длина его будет не менее 40 км.
Директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что необходимо учитывать сложный климат, высокую сейсмическую активность, слабое развитие инфраструктуры или ее отсутствие. Проект имеет смысл только в том случае, если он доходит до Хоккайдо. Экономист Наталья Зубаревич настроена еще более скептически. «Японский бизнес традиционно использует танкерные перевозки, поэтому куда полезнее развивать паромное сообщение с островом». По ее мнению, проект моста — «прежде всего политический».